Функция часов изначально выходила за пределы простого отображения времени. Они демонстрировали еще и достаток человека, его статус в обществе.
В начале ХХ века в Россию стали массово ввозить настенные часы Le Roi a Paris. За громозвучным названием («Le Roi a Paris» переводится с французского как «Король Парижа») скрывался вовсе не производитель, живущий где-нибудь поблизости от реки Сена, а современник Германа Гесса, чей родной язык — немецкий. Напыщенное название настенных часов — успешный маркетинговый ход предприимчивых немцев. Они позаимствовали товарный знак одноименной французской фирмы, существовавшей с конца XVIII века. Ее основатель Жюльен Ле Руа был личным часовщиком короля Людовика XV и считался непревзойденным мастером своего дела. Он автор часовых механизмов, которые превосходили по качеству даже английские, считавшиеся безукоризненными.
Поначалу несколько немецких фирм выпускали часы «Король Парижа». Они не залеживались на полках, покупателей привлекали внешний вид ходиков и при этом относительно недорогая цена. Достигалось это за счет экономии на платах, оснащенных специальными прорезями, и использованию шпона для внутренней стенки корпуса. Зато поверхность циферблата обязательно покрывалась белоснежной эмалью: на таком фоне особенно эффектно смотрелись римские цифры в золотом обрамлении и изящные стрелки. Часы выглядели очень солидно! Французский шик многие хотели видеть у себя дома.
16 марта 1909 года немецкая фирма «Schlenker-Kienzle» зарегистрировала торговую марку Le Roi a Paris на себя и получила исключительное право выпускать «Короля Парижа». Как показало время, недаром у немецкого качества синоним «отменный»: спустя более ста лет часы добросовестно отмеряют ход времени, периодически добавляя к чуть слышному деликатному ходу мелодичный бой.
Лариса Криволуцкая, научный сотрудник Тимашевского музея семьи Степановых.