Место, где куется счастье
Говорят, что каждый двор хозяином хорош. На подворье Олега Суховерхова мне впервые в жизни пришлось усомниться в правдивости поговорки, утверждающей, что «трудами праведными не нажить палат каменных».
Палаты — большой красивый кирпичный дом — хуторской труженик построил, полагаясь только на собственные силы.
Еще купил машину, правда, в кредит, приобрел к трактору кое-какое сельскохозяйственное навесное оборудование… Но сделать в доме, во дворе и по хозяйству хотелось бы еще многое.
Стройка как стимул
Олегу 33 года. Занимается откормом крупного рогатого скота уже больше пяти лет. При этом долгое время умудрялся и личным хозяйством заниматься, и на работу ходить. Последние несколько лет, рассказал, проработал водителем в ИП Татьяна Маклова, более известном как тимашевский ветсанутильзавод.
Сам Олег роговчанин, но с новоленинскими корнями. Когда решил перебраться на малую родину, то с женой сняли в аренду небольшой домик на въезде в хутор Ленинский. Потом выкупили его, решив строиться. Как это сделать, не влезая в огромные долги, Олег уже знал: надо выращивать бычков.
От одного до 50
Начинал с одного бычка, купленного на зарплату. Потом их стало два, три, четыре… И чем сильнее втягивался в стройку, тем больше становилось у него животных.
Вначале о породе стоящего на откорме КРС особо не думал. Неподалеку располагалась молочно-товарная ферма ООО «Лебяжье-Чепигинское», где ценились только рожденные телки, телят мужского пола голштино-фризской породы продавали всем желающим.
— Сначала построил навес во дворе, который со временем расширил, благо, площадь участка позволяла. Навес слегка прикрыл по бокам, чтобы было меньше сквозняков. В этом плане кубанская погода животноводов балует: морозов больших нет, а дожди подросшему скоту не помеха, если есть крыша над головой, — рассказал Олег.
Вскоре, по его словам, на подворье стояли до 50 разновозрастных бычков. И так три года подряд. Почему только три? Да потому что больше не выдержал. Невероятно тяжело было одному управляться с таким количеством животных, кормить, убирать навоз, заготавливать сено, корма, да еще и каждое утро ездить на работу.
Когда от работы есть прок
По образованию Олег слесарь сельскохозяйственных машин. Окончил в свое время Брюховецкий аграрный колледж. Смеется, рассказывая, что пока отучился, надобность в такой профессии отпала. Но по жизни не потерялся, работал водителем, а выращивая бычков, и вовсе приобрел множество полезных навыков: при случае он и ветврач, и зоотехник.
— Сейчас говорят, что для того, чтобы животные хорошо росли и питались, им колют всякие хитрые препараты. Мои бычки, ручаюсь, ничего такого и не нюхали. Случаются, болеют, лечу, но стараюсь все равно обойтись без инъекций, — рассказал Суховерхов.
Не так давно он сдал на бойню своих последних «большачков» — быков весом чуть ли по полтонны весом. Хотел было «завязать» с откормом, повременить, но заскучал. И вскоре во дворе под навесом опять весело захрустели сеном молодые бычки холмогорской породы, смешанной с ангусами, а чуть поодаль — парочка красавчиков симменталов.
Везут «породу» Олегу издалека, за несколько тысяч километров. Почему? Да потому что нет у нас поближе достойных предложений. Раньше, рассказал, в Кореновском районе был племзавод «Лада», но прежний его хозяин умер, а наследник хозяйство закрыл. Вот и приходится за дорого, да за тридевять земель заказывать бычков мясных пород. В отличие от привычных голштинов, они быстрее набирают нужный вес.
— Недешевы корма, сено, зерно, ветпрепараты… Когда из своего только копна сена, а все остальное покупное, то и себестоимость мяса в итоге растет. А закупочные цены почти замерли на месте, — посетовал Суховерхов.
— А есть ли от работы прок? — спросил я.
— Есть, — вздохнул Олег, — только не такой, как хотелось бы.
— Так, может, за помощью обратиться, государство немало мер поддержки оказывает аграриям, — поинтересовался я.
Оказывается, был у Олега такой опыт. Как-то собрался за субсидиями, подготовил необходимые документы, отстоял очередь… Но получил сущие копейки, так как деньги на нем закончились. Не повезло. С тех пор больше за субсидиями не обращался.
— Однако помощь от государства была, — вспомнил Олег. — По соцконтракту получил на развитие хозяйства 200 тысяч рублей, которые тогда пришлись весьма кстати.
Дело не брошу
У Олега с супругой Викой растут сын и дочь. Достигнута главная цель — дом, и можно было бы немного расслабиться, но у Суховерхова уже есть перспективный план.
— Вот приведу все в порядок во дворе, займусь хозпостройками, а там и дети подрастут, им помогать надо будет. Так что закосить от работы удастся не скоро, — поделился Олег.
Что на это скажешь? Молодец!