Слышали что-нибудь о системе цифровой маркировки «Честный знак»? Нам напомнили о ней, и, поддавшись искушению, журналисты отправились на поиск контрафактных лекарств и продуктов в магазины и аптеки города. Нашли этот процесс увлекательным, а саму систему — полезной.

Поводом для написания этого материала стала неточность в материале на сайте. Не наша. Поставили перепечатку коллег, а в ней говорилось о том, что на ценах сказывается в том числе внедряемая производителями система «Честный знак». Нам позвонили из пресс-службы Центра развития перспективных технологий (оператор маркировки «Честный знак») с просьбой дать пояснение, что маркировка не сказывается на цене продукции, а служит защитой для потребителей.

Слово за слово, и вот уже руки лихорадочно полезли в магазин приложений скачивать бесплатное мобильное приложение «Честный знак».

Почему? Все просто. В приложении установлен сканер, который считывает DataMatrix коды — это небольшой квадратный код на товаре, который обязательно наносит производитель или импортер. Он сканируется на каждом этапе движения товара вплоть до продажи на кассе, поэтому содержит в себе всю информацию о товаре: кто его произвел и поставил в магазин, настоящий срок годности, реальный состав, разрешительную документацию и другие данные.

Однако маркировка распространяется не на все товары. Пока это только молочная продукция, вода минеральная и питьевая, лекарства, табак и жидкости для вейпов, товары легкой промышленности, обувь, шубы, духи, шины и фотоаппараты.

В экспериментальном режиме в систему маркировки включены биологически активные добавки, антисептики, медизделия, а также пиво и слабоалкогольные напитки, которые в обязательном режиме начнут маркировать в следующем году.

Испытывать приложение «Честный знак» журналисты «Знаменки» отправились в магазины и аптеки Тимашевска.

Как искали контрафакт

Отправляясь в субботу в торговые точки, думала, что за пару часов успею испытать приложение не только на продуктах и лекарствах, но еще на парфюмерии и обуви. Наивная. Удалось обследовать только «Пятерочку» и одну аптеку. Результат удивил.

Начинала с молочной продукции. Она вся должна маркироваться, в том числе кисломолочная, то есть не только молоко, но и творог, сметана, масло сливочное, йогурты, кефир и все прочие полезности.

И в магазине она была промаркирована. На продукции, что расфасована в бутылки, код DataMatrix расположен на крышке, у творога, масла и другой продукции — на упаковке.

Просканировала молоко, творог, сметану, масло, кефир (в общем все, что можно отнести к молочной продукции) от нескольких производителей. По каждому товару приложение рассказало кучу полезной информации: кто произвел, какая есть разрешительная документация на продукт, состав и, главное, срок годности.

То есть, если вдруг вас что-то смущает в обозначении срока годности, указанной на упаковке, отсканировав код через приложение «Честный знак», вы получите о нем самые достоверные данные. Если срок годности истек, система выдаст красным цветом предупреждение, которое трудно не заметить.

Мне повезло — все, что я отсканировала, было с нормальным сроком годности.

Однако на части молочной продукции для детей кодов DataMatrix не оказалось вовсе. Вроде бы один и тот же продукт одного и того же производителя, но, допустим, на йогурте с клубникой есть маркировка, а на йогурте с бананом нет. А еще кода «Честного знака» не нашла на бутилированной детской воде.

Этот факт удивил. В моем понимании, все, что производится для детей, должно быть под неусыпным контролем государства. А тут вдруг нет маркировки. Неужели контрафакт?

Почему не маркируют детскую еду и воду

В поисках ответа на этот вопрос обратилась в пресс-службу Центра развития перспективных технологий. И вот что там рассказали.

Оказывается, детская вода и молочная продукция действительно пока не маркируются, так как проходят более жесткую систему контроля и оценку соответствия со стороны Роспотребнадзора, чем обычные продукты.

Цифры и факты. Система маркировки «Честный знак» была введена в России в 2021 году и уже успела зарекомендовать себя как действенный механизм в борьбе с незаконной продукцией.По данным Росздравнадзора, она позволила снизить долю контрафакта в аптеках почти до нуля. Аналогичные эффекты наблюдаются и в остальных группах:

  • по шинам и покрышкам — вдвое (с 24,7% в 2019 году до 12,6% в 2021-м);
  • в парфюмерии — на 13% (с 43,7% в 2019 году до 37,8% в 2021-м);
  • в обуви — на четверть (с 15% в 2019 году до 11% в 2021-м);
  • в табаке — на четверть (с 15,6% в 2019 году до 11,5% в 2021-м).

Но почему на одной части, по сути, одинаковой молочной продукции от одного производителя есть маркировка, а на другой — нет?

Все дело в том, как производитель позиционирует продукт. Если на упаковке написано, что он подходит для питания детей до 3-х лет, то маркировать кодом «Честный знак» не надо (но, помним, что такие товары должны пройти, как говорят специалисты, жесткую систему контроля качества). Если же на упаковке этого не написано, то маркировать надо. И хотя внешне продукты вроде никак не отличаются, но такие нюансы стоит учитывать при покупке продуктов питания для детей.

А вот с бутилированной водой для детей ситуация такая. Многие производители, чтобы не маркировать кодом «Честный знак» свою продукцию, перепозиционировали ее как детскую. Однако проверки показали, что чаще всего она не соответствует качеству. Поэтому в сентябре прошлого года Госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции поддержала маркировку детской воды.

Как пояснил Минпромторг РФ в сообщении об этом решении, отсутствие обязательных требований к маркировке воды для детского питания позволяет недобросовестным производителям позиционировать любую обработанную воду как детскую.

«К нам уже обратилась ассоциация «Общественная потребительская инициатива» с результатами исследований детской воды. В ряде проб обнаружены бактерии, также зафиксировано трехкратное превышение допустимой концентрации микробов», — говорилось в сообщении Минпромторга.

И с 1 марта 2023 года производители начнут маркировать воду и для детского питания.

Фальсификата в аптеках нет?

Признаюсь честно, меня всегда пугал риск купить в аптеке «левое» лекарство. На моей памяти государство довольно долго пыталось бороться с незаконным оборотом лекарственных средств, а в интернете и в СМИ часто пугали сообщениями о плачевных итогах покупки поддельных таблеток.

Поэтому возможность убедиться в подлинности аптечных товаров, которое дает «Честный знак», для меня дорогого стоит.

Конечно, в аптеке, как в магазине, невозможно отсканировать с целью проверки много лекарственных средств. Поэтому ограничились тем, что пришлось купить в целях личного потребления. Это были противовирусное средство и остальные таблетки из стандартного и уже привычного набора при разгуле вирусной инфекции. Перед покупкой каждый отсканировала.

Фармацевт смотрела на меня как на чудачку. Видимо, я была первой в ее практике покупательницей, что решилась прямо в аптеке проверить таблетки через приложение «Честный знак». Ну и ладно, зато я убедилась в подлинности лекарств и их безопасности. Разве это не главное?

…Подведем итоги нашего исследования. Контрафакта на полках сетевых магазинов Тимашевска среди молочной продукции и бутилированной воды мы не обнаружили. С помощью приложения «Честный знак» купили нормальные лекарства, и впредь благодаря ему можно забыть о риске отравиться «левыми» таблетками, как о страшном сне.

Влияет ли введение системы маркировки «Честный знак» на цены? Представители «Честного знака» утверждают, что нет, потому что производители тоже получают свои «плюшки» от ее внедрения. Например, издержки бизнеса на маркировку компенсируются доступом к уникальной информации о движении их товаров. На основе этих данных предприятия могут производить ровно столько товаров, сколько нужно, эффективно управлять складскими мощностями и маркетинговой политикой, сокращая ненужные расходы и избавляясь от неэффективных, а порой и недобросовестных посредников.Кроме этого, из-за маркировки перестают работать незаконные производители, а у легальных за счет этого растет доля на рынке и, как следствие, выручка.