18 ноября с. г. на общероссийском канале РТР-1 в эфир вышла передача «Андрей Малахов. Прямой эфир». Речь шла о шокирующем факте выноса тела умершей женщины на центральную площадь города Тимашевска к зданию администрации, о проблемах с приемом тел в местном морге и др. На телепередачу в качестве эксперта по этим вопросам был приглашен автор этих строк.

После выхода передачи ко мне было много вопросов от тимашевцев. Ответы на них чуть позже, сейчас отмечу, как бы там ни было, даже если все происходившее на голубом глазу можно назвать телевизионным шоу, это не помешало кому положено на федеральном уровне увидеть проблему. После передачи появилась информация, что председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин взял под свой контроль расследование обстоятельств происходящего в Тимашевске. А это, как говорится, дорогого стоит.

Однако даже после телеэфира на главном государственном телеканале в тимашевском морге, похоже, мало что изменилось. «При морге» некий Ашот Ишханович Сарксян, как рассказывают тимашевцы, продолжал брать с людей по 8 тысяч рублей за одевание покойника, за укладку его в гроб. То есть — ни за что. Закон гарантирует бесплатный перечень услуг, в числе которых не только бесплатное вскрытие тел умерших, но и ушивание, омывание. После вскрытия в морге обязаны привести тело в достойный вид. А выдача голого покойника — это достойный вид?

Кстати, три года назад после многочисленных жалоб о том, что в морге «выжимают» деньги ни за что, после соответствующих публикаций на этот счет в «Антиспруте», уголовное дело все-таки возбудили — в отношении работника Тимашевского отделения «Бюро судебно-медицинской экспертизы». В 2019 году наложили на него судебный штраф. После этого во дворе морга и появился некий Ашот Сарксян с ручным аппаратом, штампующим, как рассказывают жители, квитанции по 8 тысяч рублей. Морг теперь вроде бы ни при чем. Вроде бы… Проверка следкома и должна показать — «что почем».

Далее. Имеется Приказ Министра здравоохранения РФ от 6 июня 2013 г. № 354н. Там подробно прописано, в каких случаях тело направляется на патологоанатомическое вскрытие, как проводится вскрытие, как при наличии признаков насильственной смерти тело умершего направляется на судебно-медицинскую экспертизу. И в каком случае тело вообще никуда не направляется. У нас же на протяжении ряда лет едва ли не поголовно, при этом необоснованно, направляли тела в Тимашевское отделение «Бюро судебно-медицинской экспертизы», которым руководит Тамаз Тенгизович Корхмазов. Причем направляли лица, не имеющие таких полномочий. Что, в конечном счете, и вылилось в вышеупомянутое «шокирующее видео на площади».

По имеющейся информации, необоснованное направление тел умерших в Тимашевское отделение «Бюро судебно-медицинской экспертизы» продолжилось и после телепередачи Малахова (у редакции «Антиспрута» есть копии подтверждающих документов). Много лет «цепочка» успешно работала и продолжает работать. Почему? Здесь, полагаю, в самую пору подключиться не только ведомству Александра Бастрыкина, но и ведомству Александра Бортникова, ФСБ РФ. По отношению граждан к государственным учреждениям можно судить об уровне доверия граждан к деятельности государства. Похоже, кто-то в Тимашевске на протяжении ряда лет как будто специально создает условия для социальной напряженности.

Согласно статье 19 Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05.2001 «О государственной экспертной деятельности в Российской Федерации» — «основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются: определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя». Это исчерпывающий перечень. Все остальные направления в отделение «Бюро СМЭ» участковыми уполномоченными полиции, работниками патрульно-постовой службы — незаконные! Тем не менее в Тимашевском морге, конкретно в Тимашевском отделении государственного бюджетного учреждения здравоохранения (ГБУЗ) «Бюро СМЭ», согласно той же ст. 19 закона № 73-ФЗ принимают тела по направлениям полицейских. При этом в последнее время в бюро стали требовать, чтобы лица, направившие тело на медицинское исследование, представляли тело на исследование — лично. Отсутствие полицейского из Калининского района и стало главной причиной отказа в принятии тела на медицинское исследование — со всеми вытекающими последствиями.

Согласно этому же закону, должны быть представлены не только тела, но и необходимые материалы дела. Хотя в Тимашевском отделении «Бюро СМЭ» материалы никто никогда не требует. Потому что их в природе не существует. Участковые уполномоченные и ППСники направляют на СМЭ тела при отсутствии внешних признаков насильственной смерти, что означает — без возбуждения уголовного дела. О каких таких «материалах дела» может идти речь.

Противоправность таких действий сотрудников бюро подтверждается также статьей 62 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где указано, что судебно-медицинская экспертиза проводится «…по конкретному делу».

Вот и 19 ноября — это после телепередачи, а также после двух совещаний у главы Тимашевского района 1 и 12 ноября — старший лейтенант ППС (?) тимашевского ОМВД выписал документ о направлении тела на исследование в Тимашевское отделение «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Экспертиза не требовалась по нескольким основаниям. Признаки насильственной смерти 86-летнего гражданина отсутствовали. Диагноз и причина смерти установлены. К тому же родственники настаивали на праве не вскрывать тело по религиозным мотивам. При этих обстоятельствах не только экспертиза, но и обычное патологоанатомическое вскрытие не требовалось. Только вмешательство прокуратуры помогло не вскрывать тело. Но все равно в морг на осмотр тело пришлось везти. Несмотря на имеющееся представление прокурора Тимашевского района от 18.07.2018 года по поводу того, что это «влечет за собой необоснованное расходование денежных средств родственников умерших на их перевозку в морг, искусственно создают загруженность экспертов, а также нарушают права на отказ от вскрытия трупа лиц…».

К чему приводят нарушения законов, мы уже знаем. Вся страна знает об акции на площади Тимашевска. А пока постараемся разобраться в причинах.

На одном из совещаний, которое организовывал глава Тимашевского района Андрей Палий, была озвучена статистика: в 2020 году на судебно-медицинскую экспертизу направлено 72 процента тел умерших. За год в районе умирает где-то 1,5 тысячи человек Давайте посчитаем. В общем количестве полутора тысяч умерших за год от каких либо насильственных воздействий: механических повреждений, асфиксии, утоплений, отравлений, поражений электрическим током и тому подобное, а также при подозрении на насильственную смерть лиц, умерших в лечебных учреждениях при неустановленном диагнозе заболевания, а также умерших скоропостижно и так далее — всех вместе приблизительно 3—4%. То есть 3—4 процента обоснованно, в соответствии со статьей 19 ФЗ-73, подлежали направлению на судебно-медицинскую экспертизу. А у нас в 2020 году направлено 72 процента! Полагаю, «левые» экспертизы только «числятся», они никому не нужны, юридически ничтожны, если проведены с нарушением закона. Так зачем едва ли не поголовно работники ОМВД выписывают документ о направлении тел на исследование именно в «Бюро судебно-медицинской экспертизы»? Почему выписывают направления, не имея на то процессуальных полномочий? Чтобы искусственно обозначать перегруженность судмедэкс-пертам в будние дни? И потому иметь свои законные выходные, не организовывать официально дежурства в субботы, воскресенья? При этом, если «понадобится», в выходные (часто эксперт и патологоанатом в одном лице) в качестве простого патологоанатома вскрывать, но уже не как гарантирует государство, бесплатно, а за 20—30 тысяч рублей с каждого тела? Это в государственном бюджетном учреждении здравоохранения?

Неплохо: 8 тысяч рублей, можно сказать, ни за что, еще и 20—30 тысяч тоже (в 2018 году официально были утверждены тарифы 20 тысяч рублей. Сейчас сведущие люди называют 30). Это все дополнительно из карманов родственников умершего человека — за услуги, которые по закону бесплатные. Кроме того, еще стоимость транспортных услуг, ритуальных принадлежностей, услуг по рытью могилы. И — непременно в одной конкретной фирме, приближенной к моргу. Так или не все так, надеюсь, в ходе проверок разберутся.

Не стану оправдывать других тимашевских ритуальщиков, если на них кто-то пожалуется. Вместе с тем не могу не отметить, что в феврале 2019 года, когда по многочисленным жалобам на морг проводилось заседание постоянной депутатской комиссии райсовета, на ритуальщиков ни одной жалобы от населения не поступило. Да и сейчас нет. Я считаю, для нас сегодня важнее избавить простых людей от проблем, а не выяснять, какая ритуальная служба правильнее. Как было замечено на телепередаче, здоровая, прозрачная, основанная на законе конкуренция между ними обществу будет на руку.

Как ни странно может показаться, подавляющее большинство людей, судя по комментариям в сетях, оправдывает ритуальщика из Красноармейского района, который после безуспешных попыток сдать тело умершей жительницы Калининского района в тимашевский морг вынес тело на городскую площадь. В отношении его возбуждено уголовное дело по статье 244 УК РФ (надругательство над телами умерших). На телепередаче «у Малахова» один из экспертов, депутат Госдумы, высказал мнение, что эту статью надо применить к судмед-эксперту. В подобном ключе высказались и некоторые другие участники телепередачи.

Не лишним было бы узнать, будут или нет наказаны руководители Калининского ОМВД и отдельно участковый уполномоченный, который не имел процессуального права, тем не менее выписал документ о направлении тела на исследование именно в отделение «Бюро судебно-медицинской экспертизы»? Выписал при том, что диагноз — онкологическое заболевание — по словам ее сына на телепередаче Малахова, матери давно установлен. При том, что отсутствовали признаки насильственной смерти. При том, что именно необоснованное направление в «Бюро СМЭ» в конце концов привело к известной акции на площади в Тимашевске.

Впрочем, кого и как наказывать, решать правоохранительным органам. И еще — Министерству здравоохранения Краснодарского края, в подразделениях которого тимашевский морг: патологоанатомическое отделение ГБУЗ «Тимашевская ЦРБ» МЗ КК и ГБУЗ тимашевское отделение «Бюро судебно-медицинской экспертизы» МЗ КК. Если краевой Минздрав с его подразделениями действительно — для людей, то, как говорится, сам бог велел министерству помочь своим подразделениям организовать работу морга без выходных дней. И без поголовного направления тел в отделение «Бюро СМЭ».

Уверен, ничто не мешает властям навести порядок, чтобы в морге не кошмарили людей. Для этого не нужно ни дополнительных бюджетных трат, ни увеличения штатов морга. Требуется одно — исполнение законов и приказов Минздрава РФ при постоянном и строгом надзоре со стороны прокуратуры. Все!

Виталий ЛЕБЕДЕВ, гл. редактор газеты «Антиспрут», депутат МО Тимашевский район.

Данная публикация представляет собой мнение автора, основанное на положениях законов и подзаконных актов, жалоб граждан, личных журналистско-депутатских расследований.

От редакции «ЗТ». Данная публикация приведена с сокращениями. Полный текст — здесь