В поручении, опубликованном на сайте Кремля, указано, что обсуждение нужно провести с профессиональным и родительским сообществами. Доклад представить до 1 июля 2025 года.
За что ставить оценки? Равноценна ли «двойка» за болтовню на уроке «двойке» за драку с синяками? Или за сломанную парту? И главное — решит ли оценка за поведение проблему самого поведения?
Как было раньше? В советское время оценки за поведение вовсю выставлялись в дневники. Получить «два» по поведению, быть уличенным в драке или порче школьного имущества было вполне сравнимо с «двойкой» за контрольную, если не хуже. Сейчас у учителей нет такой обязанности — оценивать поведение. Но каждый педагог может написать замечание или даже поставить оценку — исключительно для того, чтобы проинформировать родителей. Никакого влияния на итоговую оценку в четверти или в году это не имеет.
Как отмечал ранее Владимир Путин, если возвращать оценки за поведение, то так, чтобы они были равноценны с другими оценками и влияли на что-то.
Глава Совета по правам человека Валерий Фадеев, который первым поднял вопрос возвращения оценок за поведение еще в марте прошлого года, считает, что они помогут учителям справляться с «отпетыми» хулиганами, а также с буллингом и хамством учеников по отношению к педагогам.
Также звучали идеи снижать баллы ЕГЭ за плохие оценки по поведению или учитывать этот показатель при поступлении в вузы.
Мнений на это счет множество, тему обсуждают и педагоги в учительских, и родители за ужином. Вот что говорили эксперты «РГ».
Марина Храмова, директор Высшей школы образования и психологии БФУ им. Канта:
— Мы пытаемся возродить хорошие практики из российского и советского опыта, это здорово, но вот оценка по поведению такой практикой пока не кажется. Для хулигана, если он уже пошел «в отрыв», это может стать скорее не мерой воздействия, а поводом, вызовом продолжать хулиганить. А если ребенка «понесло» как-то вдруг, то это уже повод привлечь психолога, выяснять, что не так. А вообще, сегодня будущих учителей нужно учить работать в сложных, нестандартных ситуациях при сложном поведении детей.
Виктор Болотов, академик РАО, профессор ВШЭ:
— Главный вопрос — каковы критерии плохого поведения? За что ставить «пятерку», за что — «тройку», «двойку»? Представления об этом у учителей абсолютно разные и, как правило, очень субъективные. Кроме того, надо помнить, что иногда поведение ребенка может быть связано с отклонением в психике.
Даже если допустить, что оценки снова появятся, что дальше? Какие последствия у ребенка за «неуд», какие привилегии за пятерку? С учебными предметами понятно: двоечники, условно, остаются на второй год. А что делать с годовой двойкой по поведению? Из школы выгонять? На мой взгляд, это должно решаться через школьные уставы и школьное самоуправление. Когда не учитель ставит оценку за «не такое» поведение, а правила поведения четко прописаны в главном школьном документе — уставе.
Алексей Гусев, ответственный секретарь координационного совета Национальной родительской ассоциации:
— Подростки иногда в силу переходного возраста могут выражать свое мнение специфически. Для педагогов возможность оценивать поведение может быть опасна: есть риск скатиться на давление. При этом, конечно, нужны меры наказания для хулиганов, которые систематически срывают учебный процесс.
Елена Недбайло, заместитель директора, учитель истории «Гимназии №1» г. Оренбурга:
— Оценки за поведение существовали с середины прошлого столетия, и в дневниках были даже специальные графы для такой оценки. Это своего рода сигнал для родителей — где-то нужно воспитание скорректировать, обратить внимание на ребенка.
Пусть вернется эта система, ничего плохого в этом не вижу. Главное — не переборщить. Важно, чтобы каждый учитель чувствовал эту тонкую грань между заслуженным указанием на неправильное поведение и бесконечным «тыканьем» за самый незначительный проступок…
Екатерина Полякова, мама девятиклассника, г. Москва:
— Для сегодняшних детей учитель — это не кто-то, кого нужно слушать и слушаться, а представитель «сферы образовательных услуг». Сильных педагогов, умеющих завоевать уважение и расположение зумеров, все меньше, поэтому все хуже и с дисциплиной. И оценка за поведение могла бы быть сдерживающим фактором.
Источник: rg.ru