Ранее на сайте был опубликован материал «Как мы протестировали доставку продуктов». В нем шла речь о неудачном опыте использования нашим журналистом новой для Тимашевска услуги доставки продуктов и товаров на дом с помощью онлайн-сервиса СберМаркет.

Вкратце история такая. 6 января журналист сделал заказ продуктов через СберМакет из тимашевского магазина «Семейный. Магнит». Ему позвонила сборщица заказа, сообщив, что часть товаров нужно отменить или заменить, так как их нет в наличии в магазине. По телефону она предложила заменить картофель и морковь, сотрудник «Знаменки» согласился, так как его не предупредили о значительном отличии цены, веса и сортности товаров, предлагаемых к замене. В итоге журналист купил картошку по 110 рублей за килограмм, 1,5 кг моркови за 85,99 рубля вместо килограмма за 21,98 рубля, и вместо риса 1 сорта к замене предложили рис 3 сорта.

Нарушила ли сотрудница СберМаркета права потребителя, не предупредив покупателя о значительной разнице в цене и сортности товара, предложенного к замене? — с таким вопросом мы обратились к начальнику территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском, Каневском районах Сергею Сидорскому.

Ответ нам прислали очень подробный. Хотим выделить из него несколько важных моментов.

Во-первых, процедура покупки товаров, описанная в газетном материале, подпадает под действие положения ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей» — дистанционный способ продажи товаров.

Во-вторых, как говорится в положении, продавец должен был предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, о цене, условиях доставки, сроках годности и так далее.

В-третьих, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи — в течение семи дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев (!) с момента передачи товара.

Что значит «надлежащего качества»? То есть при условии, что сохранен его товарный вид, потребительские свойства.

При отказе потребителя от товара продавец должен вернуть ему денежную сумму, уплаченную за покупку, за исключением расходов на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее 10 дней со дня предъявления такого требования.

Иначе говоря, получив товар, с ценой и качеством которого потребитель не согласен, он может вернуть товар и свои деньги.

Каким образом это можно сделать? Как следует из ответа на наш запрос Сергея Сидорского, наш сотрудник, не получивший всей необходимой информации о товарах, предложенных к замене, может лично обратиться с письменной претензией в адрес продавца (в квитанции об оплате (чеке) должно быть указано наименование хозяйствующего субъекта, его адрес) с возникшими вопросами и требованиями. Направить ее можно через почту или вручить лично.

Если таким путем удовлетворить претензию не получится, потребитель вправе обратиться в суд за защитой нарушенного, по его мнению, права. И он вправе ходатайствовать о привлечении специалиста ТО Роспотребнадзора для участия в судебном процессе и дачи заключения по делу.

Иными словами, даже в таком, на первый взгляд, безнадежном деле, когда продукты уже куплены и доставлены домой, но их качество вас не устраивает, есть шанс вернуть их даже спустя время, получив обратно свои деньги.

Это возможно, но хлопотно. В ситуации нашего сотрудника: отправлять претензию нужно будет в Москву — там находится ООО «Инстамарт Сервис», которому и принадлежит онлайн-сервис СберМаркет. Хорошо, если там, почитав претензию, решат урегулировать ситуацию мирным путем. А если нет? По общему правилу, иск подается в суд по месту юридического адреса компании, к которой есть претензии. В нашем случае — в Москве. Ну такое себе удовольствие.

Поэтому наш вам совет — будьте внимательны при оформлении заказов и замене товаров, бдительность и неравнодушие к собственным деньгам самое эффективное оружие защиты прав.