Ленты новостных изданий вечно полнятся волнующими новостями, а вместе с тем – цитатами первых лиц государства о стратегической важности этого региона.
– Наша страна всегда уделяла первостепенное внимание сотрудничеству с африканскими государствами. Это один из неизменных приоритетов российской внешней политики, – говорит Владимир Путин.
Выражение Главнокомандующего вполне чётко очерчивает интересы России, распространяющиеся не только на Европу и Азию. Работа ведётся в Южной Америке, местами в Северной (Куба и Мексика не дадут соврать), но именно Африка постепенно набирает обороты и занимает важнейшее место в мировой политике.
Почему же многие государства стремятся иметь влияние на этот беспокойный регион? Безусловно, важнейшее значение имеет человеческий ресурс. Сейчас Африка – самый быстрорастущий континент с точки зрения демографии. Например, в Уганде, Кении и Нигерии рождаемость на 1000 жителей составляет более 50 человек, что в 5 раз превосходит европейские показатели.
Показатели следует связывать с идеологией государств. Может прозвучать странно, но почти все пролиберальные страны, где традиционные ценности постепенно уходят на второй план, имеют крайне низкую рождаемость. Это не какие-то алармистские выкрики по поводу погибающей Европы, хотя по меркам происходящего в Африке она действительно умирает.
Мировой либерализм совершает множественные нападки на институт семьи, но самый жаркий континент этому стойко противостоит, показывая наглядную связь между идеологией и демографией. В какой из стран западной демократии сейчас прирост населения? Пример придётся выискивать среди десятков государств. Где сейчас прирост в «недемократичной» Африке? Можно просто ткнуть в любое место на карте региона.
Само собой, к усиленному развитию отношений с Африкой толкают и исторические связи. Вернее, к возвращению этих самых отношений. Наиболее плотно в регионе наша страна начала работать ещё во времена СССР. За несколько десятилетия Советский Союз возвёл 30 энергетических объектов, построил 3 нефтеперерабатывающих завода и заключил межправительственные соглашения с 37 африканскими странами, учитывая то, что всего их на континенте 54.
Предыдущая формация нашего государства была в высшей степени практичной. Советские лидеры видели очевидный потенциал в регионе, поддерживая национально-освободительные движения в странах Африки. Мы и сейчас ведём, по большому счёту, ту же самую деятельность. Только к ней нам пришлось прийти сквозь тяжёлые испытания 1990-х.
Во время смуты, начавшейся ещё во времена перестройки, мы постепенно теряли влияние. Попав под западное иго, осколки Советской Империи оставили Африку наедине с однополярным миром. «Времена колоний прошли», – заявляли капиталисты. Настало времена «взаимного сотрудничества», все преимущества от которого достаются США.
До развала Советского Союза зоной влияния нашей страны была чуть ли не половина Африки. Теперь за это предстоит бороться. Причём как с США, Францией (от которой почти ничего не осталось), так и с Китаем, что также укрепляет взаимоотношения со странами континента. На фоне столь серьёзной конкуренции нам приходится снова зарабатывать кредит доверия, упущенный в 1990-е.
Сейчас выходит на свой пик военно-экономическое взаимодействие с несколькими странами региона Сахель – ЦАР, Нигер и Буркина-Фасо, откуда ушли солдаты США и Франции. Русские военнослужащие сохраняют спокойствие внутри государств, которое не сумели обеспечить другие страны. Взяв на себя определённые обязательства, американцы и французы фактически пытались ввести целый континент в новый колониальный век.
Однако некоторым народам хватило и понимания, и сил, чтобы отринуть тоталитарную однополярность западного либерализма. И причиной этому во многом стало первоначальное движение нашей страны в сторону многополярности: спецоперация показала, что западному миру можно противостоять напрямую. Растёт Россия, и наша борьба заставляет восставать другие регионы. И Африка растёт тоже. Развиваются заводы, сельское хозяйство, агротехнологии. Проводятся саммиты «Россия-Африка»; люди, как и советское время, едут в Москву, Питер, Краснодар, чтобы получать образование, откуда они возвращаются к яркому солнцу Африки без надуманных стереотипов о «страшной северной стране».
Континент очень долго угасал под западным давлением, но теперь настало иное время. Время товарищества и борьбы за собственную безопасность против коршунов либерального мира. И нет в этой войне более благодарного континента, чем Африка – земля традиций и родина вечно беспокойного человека.