Затевая ее вместе с активом сообщества «Бизнес Тимахи», мы верили, что нашему району есть чем привлечь туристов. Он богат на интересные локации. Есть уникальный музей, известные во всей России мужской и женский монастыри, промышленные предприятия, крафтовые малые предприятия, где производят вкуснейшие сыры по итальянским технологиям, мясные деликатесы, пастилу и прочие вкусности. Есть у нас гостевые дома, базы отдыха и красивая природа.

Район расположен в Центральной зоне края, по нашим дорогам в сторону Черноморского побережья и Крыма идет огромный туристический поток. Но мимо нас. Обидно. Вот бы знать, как завлечь туристов…

Так и родилась идея проведения конференции под названием «Тимашевск — гостеприимный?». Целью ее было обсудить перспективы развития туризма в районе.

На наше предложение откликнулись предприниматели, чей бизнес так или иначе связан с индустрией гостеприимства: собственники гостиниц, баз отдыха, ресторанов, финансовой сферы и довольно неожиданные для нас гости, например, владельцы частной конюшни и клуба дайвинга.

Многие из приглашенных на конференцию уже работают по некоторым туристическим направлениям и имеют в этой связи определенный опыт. Одним из самых развитых на сегодняшний день у нас в районе является культурно-образовательный туризм. Его центр — музей семьи Степановых.

Рассказать историю…

Музей создан и посвящен судьбе кубанской семьи Степановых. И, как рассказала участникам конференции завотделом музея Светлана Колесникова, это главная и основная тема постоянной экспозиции. Однако 80 тысяч посещений в год складываются не только благодаря экскурсиям по одной тематике. В музейных фондах 30 тысяч экспонатов, которые позволяют регулярно проводить новые выставки. Сегодня здесь работают экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, специальной военной операции, открылась выставка «Книга — светоч знаний». Особый отклик у посетителей вызывает зал, оснащенный мультимедийным оборудованием, которое позволяет каждому пришедшему окунуться с головой в историю войны.

Светлана Колесникова, завотделом научно-просветительской работы Тимашевского музея семьи Степановых. Фото Архипа Ларченко

Музей готов к сотрудничеству по разработке совместных маршрутов, но, как сказала Светлана Колесникова, при условии, что программу тура разделят по времени на культуру, историю и развлечения.

По святым местам

Таких в Тимашевском районе немало, заверил участников конференции благочинный Тимашевского округа церквей, протоиерей Виктор Савенко. Это храмы, монастыри, где можно поклониться, например, причисленному к лику святых покровителю тимашевской земли священномученику Григорию Никольскому (священник Марие-Магдалинской женской пустыни на хуторе Димитрова был зверски убит большевиками в 1918 году — ред.). Его память особо почитается в монастыре Марии Магдалины в станице Роговской.

Виктор Савенко, благочинный Тимашевского округа церквей, протоиерей.

О своем опыте общения с паломническими экскурсиями рассказала на конференции его настоятельница игуменья Тавифа. В женском монастыре имеются сельскохозяйственное производство, фруктовый сад, теплицы и аптекарский огород, несколько коров, создано небольшое производство растительного масла и твердых сыров, сестры делают лечебные чаи и косметические средства. Иными словами, женский монастырь обладает всем, что может быть интересно паломнику. Но поток пока небольшой.

Индустриальный туризм? Это интересно

Директор частной пивоварни «Нинкаси» Надежда Хижняк рассказала, как работают с экскурсиями на этом предприятии. По ее словам, это не только маркетинговый ход для продвижения продукта, но еще и возможность создать у человека определенное настроение, вызвать хорошие эмоции. Турист, посетивший экскурсию и узнавший, как идет процесс варки, ферментации, фильтрации 9 сортов выпускаемого здесь напитка и получивший положительные эмоции, совсем по-другому будет относиться ко всему, что имеет в своем названии слово «тимашевский», считает директор.

Надежда Хижняк, директор частной пивоварни «Нинкаси».

Проблемы с увеличением числа туристов у завода такие — нужен транспорт, который занялся бы подвозом экскурсионных групп, и продолжение маршрута. Было бы неплохо наладить сотрудничество с базами отдыха и найти еще интересные локации для такого вида туризма.

Кстати, в допандемийные времена экскурсии проводили и на кондитерском комбинате «Кубань». Доброй традицией в нашем муниципалитете было посещение и других промышленных производств, которые составляли славу нашего района.

Направление, которого нет

Самая трудная задача выпала на долю спикера конференции и директора компании «Деловар» Андрея Таранухи. Он говорил о событийном туризме, которого в районе, по сути, нет. Для ясности, таковым называют направление, связанное с посещением разовых или периодических событий. Каких именно — зависит от фантазии устроителя: это всевозможные фестивали, исторические реконструкции на тему недавнего прошлого, крупные спортивные мероприятия, щедрые сельскохозяйственные ярмарки.

Андрей Тарануха, директор компании «Деловар».

Но мало придумать идею, вокруг которой будут разворачиваться события, надо, по словам нашего спикера, разработать, как будет работать инфраструктура: куда люди поедут и на чем, что поедят и где лягут отдыхать. Словом, работа неимоверная, по силам профессионалам — турменеджерам.

Выступление директора «Деловара» словно растопило лед в зале. Слово друг за другом стали брать предприниматели, которые говорили о том, что, с их точки зрения, должно помочь развитию туротрасли Тимашевского района. Это, например, сайт и структура, которая будет готовить видеоконтент для него, либо интерактивная карта со всеми интересными направлениями. Ну а сбить туриста с пути на побережье на пару дней может очень яркое событие. Какое именно? Надо еще подумать! Нужна и организующая структура, которая взяла бы на себя заботу о туристах: подвоз, размещение, отправку на маршруты.

А еще говорили о своевременности мероприятия, задуманного «Знаменкой», о том, что мешает бизнесу и как предпринимателям не хватает информации друг о друге. И в этом газета вызвалась им помочь.

Власти готовы поддержать

О мерах господдержки, которые направлены на развитие внутреннего туризма, рассказала замминистра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Елена Логунова. В этом году минкурортов продолжает реализацию нацпроекта «Туризм — индустрия гостеприимства», который подразумевает выделение субсидий предпринимателям на развитие туристической инфраструктуры: разработку маршрутов, строительство всепогодных бассейнов и т. д. Размер субсидии — до 10 млн рублей, при условии, что 30 процентов предприниматель вложит собственных средств.

Есть у министерства и другие способы поддержать развитие туротрасли края.

Не останется в стороне и администрация нашего муниципалитета, пообещала замглавы района Ирина Скрипиль.

— Один в поле не воин, а в команде можно решить многие трудности. На площадке в «Знаменке» происходит коммуникация, мы слышим проблемы, узнаем, кому именно надо адресно оказать поддержку. Перспективы развития у нас туризма есть. Пока он больше связан с патриотикой и культурными мероприятиями. Но хочется больше современного и молодежного. Ждем предложений и инвесторов, готовы оказать помощь в поиске площадки, организации. Словом, мы за любое развитие, если оно конструктивное и даст положительный эффект для экономики, — сказала замглавы района.

Ирина Скрипиль, замглавы Тимашевского района.

Итак, пробный шаг в перспективу сделан. Запрос и интерес к этой отрасли у бизнеса налицо. Платформа для конструктивного диалога и проработки идей создана. Двигаемся дальше.

Владимир Шехтер, руководитель клуба подводного плавания TIME DIVING

От редакции. Коллектив «Знаменки» благодарит за помощь в организации и проведении конференции министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, администрацию МО Тимашевский район, Тимашевскую межрайонную торгово-промышленную палату и лично заместителя ее руководителя Ирину Шпыгарь, компанию «Деловар» и ее директора Андрея Тарануху. Особое спасибо за вкусный фуршет кафе «Якорь».