Как ранее писала «ЗТ» в материале «Снимут ли фильм о подвиге Епистинии Степановой?», в конце 2021 года автор этих строк обратился в Министерство культуры. Просил обратить внимание киношной общественности на тот факт, что до сих пор не предпринято попыток увековечить имя кубанской матери-героини на экранах страны. Снят только документальный фильм, а ведь какая фактура для художественного! Не ясно, то ли это письмо посодействовало, то ли еще какие рычаги, но каков результат! Приступили к написанию сценария художественного фильма о материнском подвиге Епистинии Федоровны Спепановой. Для этого в Тимашевск приехал известный сценарист Алексей Гравицкий. Ожидается, что история матери-героини станет основой сюжета военной драмы.

Алексей Гравицкий автор сценариев к таким известным фильмам, как «Великая» (2015), «Землетрясение» (2016), «Непрощенный» (2018), «Янычар» (2022). Сейчас работает над сценарием к фильму с рабочим названием «Солдатская мать». Подробнее о его неожиданном визите рассказали сотрудники музея семьи Степановых.

— О приезде Алексея Гравицкого нам сообщило краснодарское руководство. Не успели еще положить трубку, как он уже стоял в дверях. На подготовку совсем не было времени. Но, как оказалось, она и не понадобилась. Алексей перед путешествием хорошо подготовился: изучил доступный материал, прочитал книги Виктора Конова и Алексея Быстрова про Степановых, — говорит старший научный сотрудник Людмила Дорошенко.

Впечатленным познаниями сценариста музейщикам все же нашлось что ему рассказать. Провели экскурсию, останавливаясь в каждом уголке залов, обращая внимание на каждый степановский экспонат. В написании сценария важны все детали. По словам сотрудника музея Ларисы Криволуцкой, после экскурсии Алексей Гравицкий работал с фондами, в которых также хранится немало материалов. Например, письма сыновей Епистинии Федоровны. Все экспонаты сценарист сфотографировал, чтобы изучить досконально. Потом, уже в Москве, после путешествия по Кубани.

Помню, старейший сотрудник музея, заслуженный работник культуры Кубани Таиса Чумакова как-то в разговоре о писателе Викторе Конове произнесла такую фразу: «Ходил степановской тропой». Речь о тропинке, вытоптанной по кромке поля от моста, называемого в народе «Красным», до самого хутора Ольховского. Этим путем ольховские ходили в станицу Тимашевскую — кто в школу, кто на базар. Гравицкий, как и Конов, прошел по этому маршруту. На мемориальном подворье сценариста приняли хуторские сотрудники музея и провели экскурсию по большому двору и старой степановской хатке, ей в этом году исполнится 83 года. В эту хату почтальоны приносили вести с фронта, в ней Епистиния тревожно вскрывала конверты с письмами сыновей. Вот она — фактура жизни большой кубанской семьи, перемолотой жерновами мировых событий. Судьба Епистинии в контексте российской истории — эта мысль, по мнению музейщиков, должна стать красной нитью всего фильма.

— Сейчас начинается работа над сценарием будущего фильма, и именно поэтому я приехал в Тимашевск, чтобы максимально проникнуться жизнью семьи, напитаться информацией. Потому что, если не музей, то кто еще знает об этой семье больше? Образ матери меня потряс искренностью и простотой. Сейчас очень много снимается кино и говорится в принципе о войне как о чем-то тяжеловесном, бронзовом и красиво переливающемся. А подвиг — он давит. Хотелось бы не давить, а сохранить эту искренность и пронзительность, тонкость, именно бытийную составляющую, потому что война — это не только подвиг, как мы привыкли о нем говорить. Война — это долго идти, сильно мерзнуть, много копать землю, сидеть в этой земле, голодать, снова идти, снова копать. Потом вступить в сражение и, вероятнее всего, погибнуть. Причем погибнуть не героически, потому что героизма на всех не хватит. А вот простой бытовой подвиг, о котором у нас практически не снимают кино, подвиг, который на уровне лозунга «Все для фронта, все для победы», он не выглядит чем-то героическим. Но при этом очень тонко, очень плотно пронизан настоящим, неподдельным героизмом. Поэтому тонкость, пронзительность и простота — это то, что привлекает в образе Епистинии Федоровны, — отметил Алексей Гравицкий в коротком интервью сотрудникам музея после экскурсии.

Понятно, что создание фильма процесс довольно долгий. Потому сценарист и выразил надежду, что через несколько лет снова приедет в Тимашевск. Только теперь уже с презентацией кинокартины.

Виталий КАРНАУХ.