В дружной, работящей семье Смирных он был старшим из пятерых ребятишек. За какие такие богатства их раскулачили и выслали в городок на Волге, где царил страшный голод, — об этом даже при жизни родителей он не знал. Как уж сумела мама, чтобы спасти ребятишек, вернуться на Кубань, и об этом в семье не говорили. Маму Федор Степанович за это боготворил до конца ее жизни.

В школу Федя пошел в первый класс в 10 лет. Война уже была на пороге. Сразу же забрали отца. В 17 лет — Федора. После майкопской школы младших командиров воевал в зенитном артиллерийском полку, участвовал в освобождении Северного Кавказа. В бою под Крымском получил тяжелое ранение: были прострелены нога и рука, пуля разворотила пол-лица, срезала пол-языка. Сколько пролежал без сознания в воронке от снаряда, неизвестно, потом его подобрали санитары. Вердикт врачей был такой: списать подчистую. Вот так, в молодом возрасте, он остался инвалидом. Путь лежал обратно домой.

…Много позже, когда у Федора Степановича уже была своя семья и дети, его мама со слезами рассказывала внукам, как увидела у ворот изможденного солдата на костылях и спросила, кого он ищет. Она не узнала сына Федора…

Долго он приходил в себя, надо было определяться в мирной жизни. Много профессий пришлось сменить Федору Степановичу, до пенсии заведовал зерноскладом колхоза «Путь к коммунизму» (ныне агрофирма «Нива»). Верной спутницей ему была любимая жена Валентина Михайловна, работали вместе, только ей и доверял.

В такой же дружной семье, какой была она в его детстве, подрастали их дети Василий, Александр, Людмила и Надежда. Они же разыскали, где был похоронен их дед Степан Федорович, — под Волгоградом. Его прах перенесли на Мамаев курган, и на обелиске появилась еще одна надпись.

Сейчас за ветераном ухаживает его дочь Надежда Федоровна, обожают своего дедушку внуки. Жизнь продолжается…