Сто лет — удивительная дата. А еще удивительнее то, что таких людей, которые отмечают большие круглые юбилеи, становится все больше. Среди них нет нытиков и недовольных всем на свете — они всегда оптимистичны, доброжелательны и позитивны. Роговчанин Григорий Евтихиевич Кулий — из этого славного племени долгожителей. Столетие ветеран войны и труда отметит в кругу семьи, 10 февраля. О нем с большой любовью рассказывают дочери Людмила и Галина.

Учитель. Григорий Иванович — Евтихиевич он только по паспорту, а ученики и учителя звали его Ивановичем — 27 лет преподавал в роговской школе № 15 математику, был заместителем директора. Вторая школа была у них дома, вспоминают дочери. Не было дня, чтобы кто-то не приходил, — ученики, учителя, причем приходили с разными, даже с самыми неожиданными житейскими вопросами, просили совета, хотя он и сам был молодым.
Работал в школе с 1951 года — а что такое послевоенные годы? Колхозом руководили люди, прошедшие фронт и школу трудовой жизни, но образования им не хватало. Учились в институтах заочно. Помню, рассказывает Людмила, как вечерами мама накрывала стол, и великовозрастные ученики, угостившись нехитрым ужином, садились решать вместе с папой задачи и делать контрольные. Григорий Иванович помогал им бескорыстно, какое там репетиторство.

Любил людей. Еще одно яркое воспоминание детства: света нет, на столе горит керосиновая лампа, с двух сторон от нее склонились над тетрадками головы: мама над своими — по русскому языку, папа — по математике. Два педагога в семье, и свои дети порой завидовали чужим ученикам, которым внимания доставалось больше.
Обе дочери эту профессию не выбрали: Людмила стала экономистом, Галина связистом. Но родителей своих они обожали и гордились ими — в глазах и своих детей, и школьников они были образцом для подражания во всем.
А еще дочери вспоминают, как отец относился к ученикам и их родителям. Всегда уважал стремление учиться, даже если у ученика что-то не получалось, таким он помогал. Многие женщины после войны остались вдовами, трудились от зари до зари, и Григорий Иванович не дергал родителей в школу лишний раз. Разве что по особым случаям. Он любил, понимал и жалел людей. Доброта и сегодня остается его отличительной чертой.

Новатор. В конце 60-х система образования начинает переходить на кабинетное обучение. Доверяли его освоение наиболее опытным, подготовленным учителям. Кабинет математики в 15-й школе был создан первым. Сюда приезжали перенимать опыт учителя из других городов, и Григория Евтихиевича тоже приглашали поделиться наработками по организации кабинетного обучения. В составе кубанской делегации он ездил на выставку ВДНХ в Москву. За этот труд был награжден почетной грамотой министерства просвещения.

Увлечения. Еще когда дочери были детьми, Григорий Иванович решил посадить плодовые деревья и виноград — это стало его главным увлечением и отдыхом. Неизвестно, где и как он учился этому, но знал, как правильно ухаживать за садом, обрезать, обрабатывать. Делился знаниями со всеми, и за школьным садом следил.
А еще он очень увлекался шахматами, вел в школе кружок. Дома часто собирались друзья и соседи на шахматные баталии. Людмила вспоминает курьезную историю, как он, будучи у нее в гостях в Подмосковье, допоздна задержался в парке Горького — увлекся игрой — и всех перепугал.
Наверное, это увлечение позволило ему сохранить до глубоких лет ясность ума: он в курсе всех новостей в стране, пересказывает их домашним, читает газеты, любит смотреть футбол и хоккей.

Школа жизни. …Сиротская судьба Григория Ивановича не баловала с малолетства — но, видимо, в нем всегда была эта жизненная сила, какой-то стержень, который не дал согнуться, помог выжить, выдюжить, пройти страшные фашистские лагеря и остаться добрым, понимающим человеком.
Ему было 20, когда грянула война, он служил тогда в армии по призыву. Потом были тяжелые бои, отступление и неволя — плен, концлагеря… Четыре долгих года… Небольшого роста, худой, Григорий тогда весил чуть больше тридцати килограммов. Узники не верили, что выживут, но освобождение пришло ранним утром апреля 1945-го.
Что было потом? Госпиталь, проверка — ее проходили все бывшие военнопленные, работа в штабе в советской зоне оккупации в Германии. И мечта вернуться на родную Кубань.
И он вернулся. Здесь, в Роговской, заново обрел дом, семью, окончил заочно педагогический институт и посвятил свою жизнь обучению детей. Вырастил любимых дочерей, радуется внукам и правнукам.

О чудесном, позитивном человеке, сохранившей ясность ума и доброту сердца, великой труженице и матери Александре Яковлевне Кононовой отметившей 100-летие со дня рождения здесь