25 сентября 1918 года на поросшем камышом берегу извилистой речки Кирпили ст. Роговской у Марие-Магдалинского женского монастыря произошло необычайное событие. В небе над родником монахине Евпраксии явилась Богородица, одетая в сияющую игуменскую мантию. Год спустя в память о великом чуде написали большую икону, которая стала символом присутствия Богоматери с жителями казачьего края и до сих пор с благоговением хранится в женском монастыре.

«Государь соизволил утвердить». Черноморская женская во имя святой Марии Магдалины пустынь —  так официально назывался монастырь — появилась в 1849 году и стала первой обителью для женщин на землях Черноморского казачьего войска. Идея создания обители принадлежала монахине Митрофании (Золотаревской), уроженке станицы Гривенской и родственнице наказного атамана войска Рашпиля. В те годы женских монастырей на Кубани не было, и черноморские казачки, желавшие уединенной жизни вдали от мира, уезжали в обители Полтавы, Чернигова и Екатеринослава. Новую обитель решили назвать в честь равноапостольной Марии Магдалины, покровительницы великой княгини Марии Александровны, супруги будущего императора Александра II, а тогда — цесаревича и великого князя.

Радевший о распространении благочестия атаман Григорий Рашпиль поддержал инициативу и отправил проект новой обители в Санкт-Петербург. 11 декабря 1848 года император Николай I утвердил решение об образовании монастыря.

В июле 1849-го монахиня Митрофания приехала в Ставрополь к епископу Кавказскому и Черноморскому Иеремии (Соловьеву), и в день равноапостольной Марии Магдалины он возвел ее в сан игуменьи и вручил игуменский посох. Вместе с новой игуменьей из Полтавского монастыря на пустынный кирпильский берег прибыли монахини Филарета (Волошенкова), Анания (Проскурина) и две послушницы.

Теплая погода облегчила спартанские условия жизни первых насельниц, которым пришлось поселиться в маленьком полуразрушенном доме бывшего конного завода. Получив от войска строительный лес, игуменья Митрофания начала строительство первых зданий, главным из которых был Божий храм. 21 сентября архимандрит Екатерино-Лебяжьей пустыни совершил Литургию в станице Роговской и крестным ходом вместе с многочисленными верующими пришел в монастырь, где в присутствии атамана Рашпиля и войсковых чинов было торжественно освящено место будущего храма. Именно этот день впоследствии стал считаться днем основания обители.

В дальнейшем под руководством игуменьи Митрофании появились деревянный Покровский храм (1850), несколько жилых корпусов для монахинь и дом настоятельницы, высокая каменная ограда, заведено хозяйство, началась подготовка к строительству большого Вознесенского собора и появилось подворье в Екатеринодаре. О молодой обители заботились члены царствующей династии и особенно императрица Мария Александровна, жена Александра II, чьей небесной покровительницей была равноапостольная Мария Магдалина. Императрица жертвовала монастырю богослужебные книги, белые богослужебные облачения для духовенства и алтаря, а вдовствующая императрица Александра Федоровна и наследник и великий князь Николай присылали денежные вклады. Тронутые вниманием высочайших особ монахини в знак искренней благодарности написали для императрицы иконы Марии Магдалины и святителя Николая Чудотворца.

Под руководством знаменитого войскового архитектора Филиппова летом 1874-го началось строительство Вознесенского собора. В силу разных причин процесс шел не быстро, стройка неоднократно останавливалась и завершилась лишь через десять лет стараниями игуменьи Олимпиады, преемницы почившей настоятельницы. В 1884 г. торжественно освятили главный престол в честь Вознесения Господня, правый придел в честь архангела Михаила и левый — в честь святителя Димитрия Ростовского.

Шли годы, и к началу XX столетия монастырь превратился из небольшой провинциальной пустыни в крупную южнороссийскую обитель, в нем проживало до 500 насельниц и более 80 воспитанниц женского приюта, а помимо них ежедневно на скотном дворе и в полях работало большое число местных жителей. Хотя официально монастырь имел общежительный статус (насельники не имеют личного имущества, трудятся, живут и питаются вместе), порядок жизни его насельниц отличался от общепринятого. Многие монахини жили отдельно друг от друга в небольших саманных домиках и собирались ежедневно только для богослужений и общего обеда, а дальнейшие занятия и пропитание были индивидуальными. «Средства для этого доставляются родственниками, благодетелями, или получаются от продажи предметов собственного рукоделья», — писал посетивший в 1908 г. монастырь протоиерей Карп Руденко.

На заре новой жизни. Неожиданно грянула революция 1917 года, и вслед за ней загорелся братоубийственный пожар Гражданской войны. Зимой 1918-го Красная армия прошла через Кубань и захватила Екатеринодар, брошенный бежавшим казачьим краевым правительством. В  станице Роговской местный ревком образовал коммуну «Всемирная дружба». Семьи казаков-коммунаров приехали в обитель и, не обращая внимание на возмущение монахинь, объявили, что будут теперь жить вместе с ними.

Ранним утром 27 июня (10 июля по новому стилю) 1918 года в Марие-Магдалинскую пустынь нагрянул шатавшийся по окрестным станицам революционный отряд. В момент нападения большевиков в Вознесенском соборе неспешно совершалась Божественная Литургия, и монастырский священник отец Григорий Никольский причащал немногочисленных верующих. Вершители правосудия схватили его и с издевательствами выволокли за монастырские стены. Лишь только пастырь попытался осенить себя крестным знамением, солдаты стали наперебой требовать открыть рот.

— Мы тебя приобщим, — послышались крики, и священник упал, простреленный револьвером.

Через несколько дней монахини с благоговением омыли тело пастыря и похоронили его рядом с собором. 

Под покровом Богоматери. Под натиском Добровольческой армии генерала Корнилова в августе 1918 года большевики бежали с Кубани, и жизнь казачьего края ненадолго вернулась в прежнее русло. Истерзанный красным террором, повсеместной разрухой и голодом, народ со страхом смотрел в будущее. И вот Пресвятая Богородица, свято почитаемая с древних веков на русской земле, явила зримый знак своего присутствия. 25 сентября больная монахиня Евпраксия во время молитвы возле монастырского родника, расположенного вблизи от реки Кирпили, неожиданно увидела на небе сияющую Богоматерь с предстоящими ей архангелом Михаилом, Марией Магдалиной и Георгием Победоносцем. Сама Богородица, увенчанная царской короной, была в игуменской мантии, которая символично указывала на Нее как управляющую монастырем, и держала в руке свиток со словами: «Никтоже притекаяй ко мне посрамлен отходит».

Весть о чуде явления Богоматери тут же разнеслась по всей Кубани и укрепила сердца тысяч верующих. На месте чудесного явления возле родника стали совершаться молебны, и вплоть до закрытия обители в сентябре проходили особые торжества. Когда управление Кубанской епархией перешло к прибывшему в Екатеринодар Киевскому митрополиту Антонию (Храповицкому), одному из трех претендентов на патриарший престол, игуменья Прискилла с монахинями обратились к нему за благословением написать икону в память о явлении Богоматери. В нижней части иконы сделали следующую надпись: «Сия святая икона сооружена с благословения Киевского митрополита Антония, старанием схимонахини Иоасафы и прочих сестер обители, согласно видения Царицы Небесной с собором святых над источником в Марии-Магдалинском монастыре болящей монахиней Евпраксией 1918 г., 12 сентября» (по старому стилю, прим. ред.).

 Промыслом Божиим было суждено сохранить эту удивительную икону. В марте 1921-го Марие-Магдалинский монастырь закрыли, часть монахинь разогнали, а часть отправили на рыбные промыслы в город Владикавказ. Но память о чуде и сама икона бережно сохранялись у благочестивых верующих.

Когда обитель восстанавливали в 1998 году, — рассказывает игуменья монастыря Тавифа (Зоро), — наш духовник схиархимандрит Георгий (Савва) передал нам эту удивительную икону Богоматери и рассказал, что привез ее из Архангельской области. Скорей всего, она попала туда с кем-то из монахинь, высланных в печально знаменитые соловецкие лагеря. Теперь она наша главная святыня и зримое свидетельство любви Богоматери к русскому народу.

Об авторе. Никита Витальевич Кияшко — историк, выпускник Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, секретарь Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии. Автор более 60 научных публикаций, посвященных эволюции религиозной политики советской власти на Кубани и Ставрополье, проблемам церковной жизни и сохранения религиозной идентичности в период Гражданской войны и в 20—30-е годы XX века.

Автор: Никита КИЯШКО.

Ранее на сайте: В женский монастырь Марии Магдалины доставили святыни

В женском монастыре станицы Роговской состоялся престольный праздник