Оксана Михеева и ее семья — из Луганска. Теперь живут и работают в Тимашевске. Их история — война, вынужденная смена места жительства и сферы деятельности — типична для большинства земляков, для которых сегодня главное — спокойная, мирная жизнь и возможность обеспечивать свою семью.

Родом из детства

В свидетельстве о рождении Оксаны местом ее появления на свет записан город Ворошиловград. Тот самый, который переименовывали в Луганск и обратно. Счастливое советское детство, папа работал на заводе, а мама — продавцом. Она частенько брала дочь с собой в магазин. Оксана до сих пор помнит, как подставляла ящик, чтобы встать за прилавок наравне с мамой. Родители и учителя придерживались единого курса воспитания: трудиться, слабым — помогать, старших — уважать, тогда и тебя станут уважать, а национальность значения не имеет. Такие ценности вкладывала Оксана и в своих детей.

Переселенцы-2014

После первых дней военных действий на Украине в 2014 году Михеевы собрались уезжать. Муж сестры, военный, намеревался встретить их в Ростовской области. Краснодарская родня мужа обещала всяческую помощь. По сравнению с соотечественниками, ехавшими в никуда, Михеевы — счастливчики.

— Забрали из ремонта машину, — вспоминает Оксана, — погрузили в нее все, что попалось под руку, и тронулись в путь. Было 19 июня, около восьми часов вечера.

Переживала, что придется ехать по темноте. Оказалось, не о том думала.

— Трассера* летали и впереди, и сзади. Страшно было, не передать, — рассказала она, — как до Изварино доехали, не помню.

Таможенный пост представлял собой руины. Ополченцы с автоматами стучали в окна машины, дети плакали.

— Пока дозвонились до нашего военного родственника, пока вели переговоры, нам велели прятаться во дворах — стрельба не прекращалась. А как до двора добраться? Так и легли на землю прямо на улице, дети головы руками закрыли, — поделилась страшными воспоминаниями Оксана.

Переговоры с мужем сестры закончились благополучно, и Михеевы снова сели в машину. Впереди — изрытое снарядами поле, вокруг глубокая ночь.

— Нам велели ехать за белой «Нивой», — продолжила Оксана, — наш старенький «Опель Аскона», не приспособленный для таких дорог, не подкачал. Ехать надо было с выключенными фарами, потому что если бы солдаты в лесополосе увидели хоть на долю секунды свет, то сразу же начали бы стрелять по цели. И ни в коем случае нельзя было останавливаться.

Как машина выдержала — удивительно. Наконец встретились с родственником и добрались до Краснодара.

— В однушке собрались восемь человек, на неудобства внимания не обращали — не стреляют, и этого достаточно.

На медведовских полях

Затем беженцев распределили по населенным пунктам. Михеевых отправили на хутор Ленинский Медведовского поселения.

— Нам предстояло сделать пригодным для жизни заброшенное здание детсада, — продолжила она. — Местные жители по-доброму к нам отнеслись, продукты принесли, вещи.

Сама Оксана, едва осмотревшись, нашла работу — в поле руки всегда нужны. Муж сварщиком устроился.

— Сравнивая с тем, что мы пережили при эвакуации, преодолевать временные трудности было несложно, — уверенно сказала она. — Бытовые вопросы постепенно решались. Глава Медведовского поселения помог арендовать дом с отоплением.

До первых холодов Оксана проработала на полях. Александр зарекомендовал себя хорошим сварщиком, но заказы были по принципу «то густо, то пусто». Поэтому через два года уехали обратно в Луганск, надеясь, что война их края больше не коснется.

Учиться никогда не поздно

Дом, который Михеевы начали возводить на родине еще до 2014 года, нужно было строить заново. Осколки снарядов изрешетили крышу, дожди залили внутреннюю часть. Жилой флигель разворовали. Надо было снова обустраиваться.

— Устроилась на работу в детский сад нянечкой, муж мелкий ремонт делал, — рассказала Оксана, — концы с концами сводили, но о возобновлении стройки речи и не шло.

Судьбоносным оказалось предложение пойти работать продавцом духов на розлив в отдел на территории Луганского пединститута. Вскоре Оксана стала студенткой. Успевала и работать, и сессии сдавать, специальность дефектолога всерьез увлекла.

Частный детский сад охотно предоставил рабочее место и достойную оплату. Вышла замуж старшая дочь Наталья, сын встречался с девушкой с серьезными намерениями, пошла в школу младшая Милена. Жизнь налаживалась.

— В феврале 2022-го мужу позвонил работодатель из Медведовской, предложил работу сварщиком, — вспоминает Оксана, — на семейном совете решили отправить с ним и сына.

Снова на Кубань

Как оказалось, решение было своевременным. По городу поползли слухи о предстоящих военных действиях, а 18 февраля в школе объявили срочную эвакуацию учеников. Дважды повторять Оксане не пришлось. Поехали по знакомому маршруту Луганск-Изварино. Затем добрались до Тимашевска. Друзья предоставили отдельный дом.

— Самой большой проблемой была работа, — рассказала Оксана, — посодействовал центр занятости.

Дипломированного дефектолога приняла на работу городская школа № 18, эта специальность востребована в любом городе.

— В Тимашевске спокойно, — с улыбкой сказала Оксана, — мои близкие рядом, живы и здоровы, есть крыша над головой. Что еще нужно для счастья?

_____________________________

* Трассер, или трассирующие пули, снаряды — боевой припас особой конструкции, элементы которого светятся в полете, создавая видимый след, обеспечивающий видимость траектории летящих пуль, артиллерийских снарядов.

Напомним, Роговская приняла своих новых жителей из Горловки радушно