В каждой семье с годами складываются свои особенные традиции, обычаи или даже законы. Зачастую они уходят корнями в семейные устои предыдущих поколений — и чем глубже корни, тем незыблемее эти традиции, надежнее и крепче связь между членами рода. В семье Чуйковых, в которую я много лет назад вошла после замужества, одной из традиций было передавать свои реликвии последующему поколению.

У родителей мужа на стене висели старинные часы, на циферблате которых красовалась довольно непривычная для советских времен надпись «Бр. Четуновы». Семья очень дорожила этими часами. У свекра даже был целый ритуал, по которому он их заводил, и делал это каждую неделю в одно и то же время. Не помню такого случая, чтобы кто-то искал ключ, которым заводился механизм, — он всегда был на определенном месте. Работали часы исправно, никогда не спешили и не отставали. Всем нравились их тиканье и громкий бой, который оповещал об очередном прожитом часе. За все время своего существования их ни разу не ремонтировали, только однажды свекор, скорее для профилактики, промыл их чистым керосином.

В один из вечеров, когда вся семья собралась за столом, родители объявили, что эти часы перейдут по наследству первому внуку, который родится в семье, потому что существует традиция передавать их мальчикам. Тогда они нам и рассказали, что часы изготовлены в 19 веке и принадлежали еще деду моего свекра. Как попали в семью — никто не знает, но наверняка имелась своя история, потому что в те времена это была дорогая вещь, не каждому по карману.

Так случилось, что первый мальчик, носитель фамилии, родился у нас с мужем. Часы торжественно передали в нашу семью, они перешли пятому поколению рода Чуйковых. Свекор вручил мне «ключ от времени», и заведовать работой часов стала я. Научилась правильно заводить, ухаживать за ними. Как ни странно, но вскоре выяснилось, что у этих часов есть свои душа и характер.
Первое время я не могла найти с ними общий язык, они мне не подчинялись. Куда бы я их ни вешала, идти они не хотели. Но мое терпение было вознаграждено. Я нашла место и угол наклона, при котором часы начали исправно работать. А потом заметила такую вещь — они стали меня предупреждать о проблемах, которые случались в нашем доме. Вдруг неожиданно останавливались, и я уже знала, что нас ждут какие-то неприятности. Все проходило, решалось, и часы начинали работать снова.

«Бр. Четуновы» по сей день в рабочем состоянии, хотя живут второй век, и теперь уже мы храним и продолжаем эту традицию, ждем внука, чтобы передать ценную для нашей семьи реликвию дальше, следующему поколению.

Наша справка. Для фирмы «Бр. Четуновы» на русский рынок поставлялись часы и механизмы известной немецкой часовой компании «Ленцкирх». Своей производственной фабрики у Четуновых не было. Изделия либо импортировались в готовом виде, далее маркировались и перепродавались, либо делались по заказу для фирмы на швейцарских фабриках с нанесением маркировки «Б.Ч.М» еще в Швейцарии.

От редакции. Если и в вашей семье есть своя реликвия, напишите о ней и, по возможности с фотоснимком, пришлите к нам в редакцию «Знаменки» (наша электронная почта admin@zttim.ru). Пусть об этом узнают земляки. Ведь реликвия — это не то, что спрятано от всех, это часть нашей большой истории, которую мы не должны забывать.

Ранее о семейной реликвии: Папа снимал на трофейный Voigtländer, который привез с войны