Пользуясь услугами общественного транспорта, мы можем наблюдать за работой водителя автобуса или такси, можем даже переброситься с ними парой фраз. А вот тех, кто управляет огромными пассажирскими поездами, мало кто знает в лицо. Сегодня мы познакомим вас с машинистом первого класса тимашевского локомотивного депо Шахларом Шаховым.

О профессии, связанной с железной дорогой, Шахлар мечтал с детства, поэтому после окончания восьмилетки без особых раздумий пошел учиться на помощника машиниста в СПТУ, что находилось в дагестанском городе Дербент. В роду Шаховых до этого железнодорожников не было, но ему хотелось стать достойным представителем именно этой профессии. Мечта водить железнодорожные поезда начала сбываться в 1988 году, когда после окончания училища приехал по направлению в тимашевское локомотивное депо. Сначала водил грузовые составы в должности помощника машиниста. А чтобы стать непосредственно машинистом, в 91-м прошел курсы в ростовской дорожно-технической школе. После этого еще не раз повышал свою квалификацию вплоть до второго, а потом и первого класса, что дало право водить уже не грузовые а пассажирские поезда. Направления, по которым Шахлар Гаджибекович водит поезда, — Ростов, Анапа, Горячий Ключ, Лихая. За смену надо преодолеть путь туда и обратно, в среднем плечо перевозки составляет 370 км.

Ответственность машиниста, ведущего многотонный грузовой состав, огромная, еще больше она у тех, кто везет одновременно до 700 пассажиров. И доверить их безопасность можно далеко не каждому. Такой человек должен не только в совершенстве владеть управлением сложной машиной, но и быть готовым к нестандартным ситуациям.

— Техническая грамотность, психическое и физическое здоровье машиниста, конечно, очень важные составляющие в работе, но необходимо обладать еще и собранностью, умением сконцентрироваться на предстоящей задаче, — считает Шахлар Гаджибекович. — Взять, к примеру, летний сезон, когда уплотняется график движения поездов. Очень важно на каждом участке дороги выбирать такой скоростной режим, чтобы привести состав точно по расписанию, иначе нарушится график движения и тех, кто едет за тобой. Или вот совсем недавно из-за схода оползня в районе Сочи произошла задержка более десятка поездов. Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы войти в прежнее расписание движения.

Между прочим. В кабине локомотива пассажирского поезда среди приборов, обеспечивающих безопасность перевозок, есть даже датчики, определяющие степень бодрствования машиниста.

Машинист Шахова также активно участвует в жизни коллектива депо. Является рационализатором, суть его предложения заключается в повышении экономии электроэнергии при вождении поездов. Накопленным с годами богатым опытом щедро делится с молодежью, проводит занятия с локомотивными бригадами по изучению конструктивных особенностей локомотивов и устранению неисправностей. Неоднократно становился победителем и призером отраслевых викторин на знание правил технической эксплуатации железных дорог, которые проводились в Ростове, Москве, Санкт-Петербурге. Регулярно защищал честь родного депо на спортивных состязаниях, является неоднократным чемпионом Северо-Кавказской железной дороги по гиревому двоеборью. Его рекорд — 80 толчков двух гирь весом по 24 кг за 10 минут.

За добросовестный труд награжден нагрудными знаками «1000000 км безаварийного пробега на локомотиве», «Почетный железнодорожник», Благодарностью министра транспорта РФ.

Наша справка. День железнодорожника в России отмечается в первое воскресенье августа. История праздника связана с именем императора Николая I, во времена правления которого началось строительство российских железных дорог.

Сегодня российская железнодорожная сеть — одна из крупнейших в мире, она осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира. Эксплуатационная протяженность сети железных дорог общего пользования составляет около 90 тысяч км, а по общей протяженности железнодорожных путей Россия занимает 3-е место, уступая только США и Китаю.

Ранее «ЗТ» рассказывала, как заядлый охотник Юрий Семенов своим трофеям дает вторую жизнь