Продолжаем публикации путешественника Михаила Зарубина. Напомним, он посетил все 193 страны мира ООН. Сегодня наши читатели вместе с Мишей отправляются в Монголию, Кирибати, Непал.

Папа ищет невесту. Покидая Улан-Батор, столицу Монголии, оказываемся сразу посреди природы. Только мы, редкие встречные машины и зеленая магия лугов с сочной изумрудной травой. И — никого на километры вокруг. Я ночевал на берегу озера в гере — традиционной юрте, обитой невыделанными шкурами животных. Ну и аромат внутри после дождя…

Любопытны местные шаманские обычаи. Во время ритуалов шаман через танец, треск костра и звуки бубна общается с духами природы. Им преподносят подарки — молоко, печенье и конфеты. 10 тысяч шаманов страны собираются вместе один раз в год летом, чтобы войти в транс. На головах у них шкуры животных или их изображения, из одежды — бордовые и золотые накидки, кольца, атрибуты, шнуры.

Еще более интересны свадьбы в Монголии. Когда парень решает, что готов, то обращается к отцу с просьбой. После этого папа начинает поиски невесты. Находя, начинает носить ей подарки (да-да, отец, а не сын)! Если девушка принимает — значит, согласна. Начинается торг о приданном.

Только в день бракосочетания невеста видит будущего мужа. Он въезжает на коне, в традиционном одеянии, с луком и стрелами. Невеста садится пить чай на верблюжьем молоке с родителями, прощаясь с ними, и после уезжает с мужем, накрыв голову красным покрывалом. По пути паре предстоит преодолеть препятствия и сыграть в игры, после чего меж двух костров они въезжают в дом мужа, где невеста сразу начинает помогать для торжества. Наутро после свадьбы ей надо встать с петухами и заварить чай — теперь она хозяйка в доме. Месяц пара живет в доме родителей, после чего едет в гости к жене за подарками. После этого молодожены могут жить отдельно.

Девушки-«отходы». Пожалуй, нет более необычного и непохожего на другие государства в Тихом океане, чем Кирибати, группа островов, защищенных бухтами от неспокойной открытой воды.

Мой приезд совпал с государственными праздниками после выборов и люди были воодушевлены. Туристов нет, поэтому вы становитесь объектом любопытствования отовсюду. Впрочем, гулять по Кирибати все равно нереально: толпища бродячих собак и уровень преступности заставляют сидеть дома.

Но виды здесь потрясающие: бирюзовые лагуны, теплые волны, хижины без удобств, но прямо на отмели в океане.

На островах едят рыбу, которую ловят здесь же. В качестве гарнира — пюре из ямса или маниоки. А самое вкусное блюдо — это палусами, дымное жаркое из курицы с порошком карри и луком на кокосовой мякоти и кокосовой же воде.

И все же главный клад Кирибати — в их культуре. Давно здесь повелось, что избираемые лидеры только формальные, а реальная власть — в деревнях на местах, причем глав тоже нет. Обычно все решает самый старый и уважаемый мужчина, или уту.

В связи с ограниченной территорией в прошлом здесь были суровые законы в любовных историях. Всячески запрещались отношения с близкими родственниками. Влюбленных спрашивали об их связи, и если те отвечали да, то следовало наказание — утопление в океане, ведь, согласно легенде, когда Солнце прогневила связь между братом-воином и его сестрой, оно потопило их лодку.

Даже в случае когда в брак вступала дальняя родня, приглашался уту, и он, считая черепа родственников, решал, можно ли жениться влюбленным, и мог отменить свадьбу. Кстати, девушки, которые не могут найти себе пару, зовутся здесь никиранрорами, или… «отходами»!

Живое божество. Почитать маленькую девочку нескольких лет отроду как Богиню — это уникальное отличие и великая культура народа горного Королевства Непал. Этой традиции сотни, а может, и тысячи лет. Жрецы на тайном собрании выбирают маленькую девочку, чтобы поручить ей огромную миссию — ребенок становится Богиней целой страны.

Вот великая церемония прошла — и новая Кумари, вчерашняя маленькая девочка, становится живой Богиней. Проживая во дворце с небольшим двориком, она отлучена от семьи и воспитывается жрецом. У Кумари всегда традиционный внешний вид — подведенные глаза и очерченный третий красный глаз на лбу.

После ритуала инициации девочка может выходить из заточения только 13 раз в году во время особых религиозных праздников. Она не ступает на землю — ее носят на золотых носилках, а до них она идет по освященной белой королевской мантии. Одеяние — всегда красное, в цвет крови, подчеркивая ее искренность и божественность.

Что делает Кумари каждый день? Не учится. Ест отдельно от всех взаперти. Принимает посетителей. Ей несут дары, ей целуют ноги. Просить у нее что-либо запрещено, и все просто молятся вслух.

…Я зашел во двор солнечным утром, вход туда свободный, и в тот же миг она появилась в окне. Я посмотрел на нее. Глаза девочки были бездонным взглядом абсолютно взрослого человека, полные величия и печали. Она улыбнулась краешками губ и исчезла…

С первой каплей «взрослого» цикла девочке начинают искать замену. Она больше не может быть божеством. Судьба повзрослевших Кумари незавидна — они теряют статус Богини в 12 лет и часто доживают всю жизнь без семьи. По поверью, тот, кто женится на бывшей Кумари, умрет скорой смертью.

Бывшая Богиня, после коронации новой девочки, возвращается в свою семью или в новый дом. Не умея ничего — от мытья посуды до уборки, ей приходится в подростковом возрасте выдержать новое испытание. Ее почитали, на нее молились. И вот она — с пенсией менее 80 долларов (4800 руб.) идет в магазин…

Напомним, здесь начало публикаций «По планете с Зарубиным»

Мог увлекательного найдете в читальном зале