Проходишь по улице Шереметова или Братьев Степановых и впечатляешься: каков облик старинных двухэтажных многоквартирных домов! Украинский архитектурный модерн (УАМ) — характерный стиль для построек железнодорожной инфраструктуры Кубани. Известно, что проект первого здания в станице Тимашевской в стиле УАМ представил украинский архитектор Сергей Тимошенко — это был железнодорожный вокзал. Его построили в 1913 году, и он по сей день служит пассажирам, ожидающим отправления в путешествие.

Следом за вокзалом стала развиваться железнодорожная инфраструктура: мастерские, сторожевые, жилые дома, больницы, бани… Сегодня это квартиры для горожан. В зыбких воспоминаниях жильцов сохранились легенды о том, кто и когда строил эти дома-крепости. Одни говорят, что в 1914-м, другие и вовсе называют 1904 год. А строителями именуют пленных немцев, участвовавших в Первой мировой. Однако это не совсем так. Вековые секреты нам раскрыла хранительница музея железнодорожного депо Анна Петровна Сычева.

По словам Анны Петровны, все здания в стиле УАМ на улицах Братьев Степановых и Шереметова (бывших Элеваторной и Станционной) являются неотъемлемой частью истории становления и развития Черноморско-Кубанской желез-ной дороги, построенной в 1911—1916 годах. Возводили дорогу иногородние крестьяне-переселенцы.

— Изыскательские работы велись с 1910 года. А уже 10 апреля 1912 года стартовало строительство железной дороги, — говорит Анна Сычева. — Строили ее в ускоренном темпе, что позволило через год, 17 апреля 1913-го, пустить из Екатеринодара в станицу Тимашевскую первый пробный поезд. С 5 сентября того же года железнодорожники открыли временное коммерческое движение.

Всего за четыре месяца, с сентября по декабрь, по ветке Екатеринодар-Приморско-Ахтарская (через Тимашевскую) было перевезено около 30 тысяч пассажиров, 10 тысяч пудов багажа и около 2 миллионов пудов груза. Прибыль составила более 100 тысяч рублей.

На заработанные средства руководство железной дороги принялось за строительство кирпичных казарм, сторожевых, бань… Завершить строительство в 1914 году помешала Первая мировая война.

Однако, пока в мире разворачивались события Первой мировой, развитие железнодорожной инфраструктуры в станице Тимашевской продвигалось. По словам Анны Петровны, дома-крепости продолжали возводить вовсе не немцы, а пленные австрийцы. Работы закончили лишь осенью 1916 года. Об этом ей рассказали ветераны депо.

Вот и раскрыт секрет времени постройки тимашевских домов-крепостей: период с 1914 по 1916 годы. О 1904-м году и речи быть не может.

Сохранились и другие воспоминания об этих домах, уже времен советской России. 1942—1943 годы — период, когда фашисты установили свою власть в станице Тимашевской. От артиллерийских обстрелов, авиабомб разрушены сотни домов. Исключением не стали наши железнодорожные особняки.

Одна пожилая жительница Тимашевска как-то рассказала автору, что в 50-е годы ходила в 53-ю школу мимо казарм. По ее словам, строения имели потрепанный войной облик: выбитые стекла, изрешеченные стены… О событиях тех страшных дней нам до сих пор напоминают сохранившиеся в кирпичах следы от осколков снарядов. Они не стерлись от времени и не подвергались современной реставрации.

Еще один житель, выросший в одном из этих домов, поделился воспоминанием из детства. Соседские старушки рассказывали детворе, что после войны в одном из сараев, относящихся к домам-крепостям, хозяин обнаружил неразорвавшуюся бомбу. То место ребята обходили стороной.

Еще больше интересных рассказов про историю нашего района — в Телеграм-канале Тимашевский летописец

Автор Виталий КАРНАУХ (текст, фото).

Ранее на сайте: история Тимашевска в снимках — какие секреты скрывают дома