Стаж — четверть века. Казалось бы, в технологии производства асфальта не может быть никаких премудростей: смешал гравий с битумом, разогрел — и укладывай дорожное полотно. До недавнего времени примерно так и думал, пока не побеседовал с инженером-лаборантом асфальтобетонного завода Тимашевского ДРСУ Натальей Васильевной Федорович.

В этой должности она работает вот уже 25 лет и знает все секреты приготовления асфальтобетонных смесей. Оказывается, для них гравийно-песчаная смесь вообще не требуется. Используются только щебень, песок, минеральный порошок и битум. Вся фишка в том, в каких пропорциях это смешивать. В зависимости от качественных показателей исходных материалов Наталья Васильевна составляет соответствующий рецепт.

— У нас на Кубани множество карьеров, откуда везут к нам щебень и песок, а у них разная кислотность, загрязненность, прочность. Все эти показатели мы определяем у себя в лаборатории. Проверяем и качество каждой партии битума. И уже на основании этих данных составляем рецепт приготовления асфальта, — поясняет инженер-лаборант.

Как хлеб печь. Кроме того, асфальт в дорожное полотно укладывается слоями: для нижнего слоя нужна пористая смесь, для верхнего — плотная, а значит, и рецептура требуется разная. Во всей этой технологии нетрудно заметить аналогию с изготовлением хлебобулочных изделий. Даже температурный режим задается. На выходе обычный асфальт должен иметь температуру 145—150 градусов, а щебеночно-мастичный еще выше — 155—175 градусов.

— Проверка качества асфальта в уже уложенном дорожном полотне тоже входит в круг наших обязанностей, — продолжает рассказывать Федорович. — Для этого в полотне вырезаем образец, который испытываем на прочность. Подобные испытания затем проведут независимые лаборатории от заказчика и «Автодор».

Зимой асфальтный завод, как и положено в межсезонье, находился в стадии ремонта. А в марте начинается проведение ямочного ремонта, ведь в задачах, стоящих перед ДРСУ, не только строительство дорог, но и их содержание.

— Межсезонье для дорожников понятие очень относительное, — считает Федорович. — Работы хватает круглый год, в том числе и у нашей лаборатории. Зимой мы готовим рецепты и проверяем качество пескосоляной смеси, которой посыпаются дороги для борьбы с гололедом. В это же время предприятие ведет заготовку материала, и, разумеется, наша лаборатория проводит их испытание.

Династия дорожников. В 2023 году дорожная отрасль перейдет на национальные стандарты РФ. Требования к качеству дорожных работ значительно возрастут, и предприятие уже готовится к этому: заключило договор на поставку нового современного оборудования, чтобы в дальнейшем провести переаттестацию лаборатории на соответствие новым требованиям.

— Мы все заинтересованы в том, чтобы можно было гордиться результатами своего труда, и стараемся работать на совесть, — утверждает Наталья Васильевна, — наверное, поэтому коллектив у нас дружный, многие трудятся здесь не один десяток лет. На этом же предприятии работает мастером и мой муж Игорь, а сын Сергей — на участке содержания дорог.

Кстати. За достижение высоких показателей в труде Н. Федорович неоднократно награждалась почетными грамотами Тимашевского ДРСУ. А в 2020 году за многолетний труд, большой личный вклад в развитие дорожной отрасли ей была объявлена Благодарность министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.

Кстати, если Наталья Федорович знает рецепт качественного асфальта, то Наталья Кузьмина — рецепт качественного сыра