В июле-августе 1941 года в Роговском и Тимашевском районах начали формироваться кавалерийские сотни. Лошадей собирали по колхозам и совхозам, личный состав — из старых казаков, которым поручали обучение молодых. В кожевенных мастерских шили седла, а в швейных — казачью форму и папахи. В мастерских МТС ковали клинки. В начале 1942 года тимашевские сотни были переподчинены создаваемому на Кубани кавалерийскому казачьему корпусу.
В середине июля 1942 года кавалерийская дивизия, входившая в Кубанский казачий корпус и состоявшая из тимашевцев, была направлена в район станиц Шкуринской, Канеловской и Кущевской. Конницу укрепили пулеметами и артиллерийскими расчетами. Немцы уже взяли Ростов и направили удар на Кубань. Натиск превосходящих сил противника был так велик, что войска Красной Армии отступили.
31 июля 1942 года враг захватил Кущевскую. Войскам была поставлена задача отбить станицу. В сражение был брошен 1-й Кубанский казачий корпус. В течение четырех дней кровопролитных боев станица трижды переходили из рук в руки. Начальник штаба Б.С. Шепилов и командир дивизии Б.С. Милеров, подавая пример, лично поднимали полки в кавалерийские атаки.
Отчаянная конная атака на моторизованного врага под Кущевской стала легендой. В общей сложности за четыре дня боев, несмотря на танки, было уничтожено около четырех тысяч гитлеровцев. Потери корпуса превысили две тысячи бойцов. Позже у убитого немца Альфреда Курца была обнаружена запись в дневнике, об этом бое он писал: «Все, что я слышал о казаках времен 14-го, бледнеет перед теми ужасами, которое мы испытываем при встречах с казаками теперь».

Сохранился пример героизма тимашевского казака и в боях под станицей Шкуринской, где скопились люди и техника отступающих частей. Старому потомственному казаку Могиле с хутора Беднягина доверили командовать артиллерийским расчетом и приказали прикрывать отступление. Это было 1 августа 1942 года. Только прямой наводкой орудия можно было сдерживать врага и не давать ему закрепиться на высоком берегу реки Ея. Ночью старший сержант Могила успел перетянуть орудие на более удобную позицию к могильному кургану. Бой приняли с рассветом. Били через высоту по подходящей к немцам из Ростова батарее. Из отряда пехотинцев, находившихся впереди, мало кто остался в живых. Орудийный расчет Могилы тоже поредел. Немцам удалось перейти реку. Казак понимал, что подкрепления не будет. Залп за залпом бил врагов старый казак и победил. Благодаря таким героям и были выиграны нужные для отхода наших сил два дня. На пути к победе нашим войскам предстояло провести еще немало боев.

Автор Константин Гончаренко