Музей семьи Степановых в Тимашевске посетил известный сценарист Алексей Гравицкий. Он снимет художественный фильм о материнском подвиге Епистинии Федоровны. Чего бы не хотелось увидеть в фильме про Епистинию?

Мыслями в рубрике «Взгляд» делится Заслуженный журналист Кубани Татьяна Погорелова

Забронзовевший образ Матери. Она стала символом материнского героизма. За многие годы именно так большинство из нас стали ее воспринимать. Епистиния Федоровна не любила мероприятий, куда ее приглашали, а дочь с зятем с удовольствием туда ее водили. И когда Валентину в речах о героизме матери и братьев несло, Епистиния своей палочкой тыкала ей в спину и останавливала, смиряла.

Епистиния Федоровна представляется живой, теплой, по-доброму строгой, гостеприимной. Характерной. Жизнь ее с малолетства била, била, била… Неожиданная смерть отца, несладкое услужение у зажиточной казачки, раннее замужество, смерть первенца, в которой сама и виновата, изгнание от свекрови в землянку, устройство собственного подворья и роды, роды, роды… Обижала и власть. Когда стали приходить извещения «Ваш сын пропал без вести», забрали корову, а как кормить внуков? Зять писал Сталину. Корову вернули. Заслуженные ею награды пришли годы спустя…

Хочется на экране увидеть судьбы сыновей, не скомканные, а расшифрованные для нас, современников. Потому что понятия долга, героизма, трудной работы, материнства сегодня надо объяснять зрителю заново. Подробности кончины сыновей стали известны не сразу, а позже благодаря неравнодушию наших земляков и исследовательской работе музейщиков: собирали, писали, просили сообщить.

Смирилась ли Епистиния с гибелью сыночков? — Такое нельзя себе представить. Ежеминутно молилась, спрашивала Бога: за что? Просила вернуть любимых.

Откуда мы знаем это? Из свидетельств современников Епистинии Степановой. Документальную прямую речь родственников и соседей в 1980-е
годы бережно собрали научные сотрудники Тимашевского музея семьи Степановых. Многочисленные интервью как есть, без редактирования, хранятся в научном архиве и до сих пор изучаются.

В советское время степановскую семью представляли бедняцкой. Так было принято: герои — значит голодали и ходили в обносках. Отнюдь! Отец Михаил Николаевич был грамотным, вся округа шла к нему прочитать-написать бумаги, он и плотник, и сапожник, и многих умений мастер. Всему обучил сыновей. У них был выезд, свой экипаж, и старшие зарабатывали на свадьбах и похоронах. Играли на музыкальных инструментах, и это тоже заработок. Выросшие дети учились, работали.

Пестя рачительная хозяйка, подворье — сад, огород, животина — все у нее было на пятерку. Не без помощников, конечно. Неграмотная? — зато дети обучены, при должностях гражданских и военных.

Думается, схематизм и прямолинейность не грозят фильму. Уж больно именитый писатель взялся за дело. Взгляните на послужной список Алексея Гравицкого: более 30 сценариев, 20 книг, а еще повести и рассказы, литературные проекты серьезного уровня, работа с начинающими графоманами. Пишет в разных жанрах: документалистика, фантастика, приключенческий, эпический. Хватит таланта осилить сложный и одновременно простой, горестный и светлый образ нашей Матери. Что-то подсказывает: работа не будет легкой.

Татьяна ПОГОРЕЛОВА.