Музей семьи Степановых в Тимашевске посетил известный сценарист Алексей Гравицкий. Он снимет художественный фильм о материнском подвиге Епистинии Федоровны. Чего бы не хотелось увидеть в фильме про Епистинию?
Мыслями в рубрике «Взгляд» делится Заслуженный журналист Кубани Татьяна Погорелова
![](https://cdn-zttim.storage.yandexcloud.net/uploads/2022/09/1t5a2485.jpg)
Забронзовевший образ Матери. Она стала символом материнского героизма. За многие годы именно так большинство из нас стали ее воспринимать. Епистиния Федоровна не любила мероприятий, куда ее приглашали, а дочь с зятем с удовольствием туда ее водили. И когда Валентину в речах о героизме матери и братьев несло, Епистиния своей палочкой тыкала ей в спину и останавливала, смиряла.
Епистиния Федоровна представляется живой, теплой, по-доброму строгой, гостеприимной. Характерной. Жизнь ее с малолетства била, била, била… Неожиданная смерть отца, несладкое услужение у зажиточной казачки, раннее замужество, смерть первенца, в которой сама и виновата, изгнание от свекрови в землянку, устройство собственного подворья и роды, роды, роды… Обижала и власть. Когда стали приходить извещения «Ваш сын пропал без вести», забрали корову, а как кормить внуков? Зять писал Сталину. Корову вернули. Заслуженные ею награды пришли годы спустя…
Хочется на экране увидеть судьбы сыновей, не скомканные, а расшифрованные для нас, современников. Потому что понятия долга, героизма, трудной работы, материнства сегодня надо объяснять зрителю заново. Подробности кончины сыновей стали известны не сразу, а позже благодаря неравнодушию наших земляков и исследовательской работе музейщиков: собирали, писали, просили сообщить.
Смирилась ли Епистиния с гибелью сыночков? — Такое нельзя себе представить. Ежеминутно молилась, спрашивала Бога: за что? Просила вернуть любимых.
Откуда мы знаем это? Из свидетельств современников Епистинии Степановой. Документальную прямую речь родственников и соседей в 1980-е
годы бережно собрали научные сотрудники Тимашевского музея семьи Степановых. Многочисленные интервью как есть, без редактирования, хранятся в научном архиве и до сих пор изучаются.
В советское время степановскую семью представляли бедняцкой. Так было принято: герои — значит голодали и ходили в обносках. Отнюдь! Отец Михаил Николаевич был грамотным, вся округа шла к нему прочитать-написать бумаги, он и плотник, и сапожник, и многих умений мастер. Всему обучил сыновей. У них был выезд, свой экипаж, и старшие зарабатывали на свадьбах и похоронах. Играли на музыкальных инструментах, и это тоже заработок. Выросшие дети учились, работали.
Пестя рачительная хозяйка, подворье — сад, огород, животина — все у нее было на пятерку. Не без помощников, конечно. Неграмотная? — зато дети обучены, при должностях гражданских и военных.
Думается, схематизм и прямолинейность не грозят фильму. Уж больно именитый писатель взялся за дело. Взгляните на послужной список Алексея Гравицкого: более 30 сценариев, 20 книг, а еще повести и рассказы, литературные проекты серьезного уровня, работа с начинающими графоманами. Пишет в разных жанрах: документалистика, фантастика, приключенческий, эпический. Хватит таланта осилить сложный и одновременно простой, горестный и светлый образ нашей Матери. Что-то подсказывает: работа не будет легкой.
Татьяна ПОГОРЕЛОВА.