Таисия Сергеевна Чумакова, заслуженный работник культуры Кубани рассказала «Знаменке» много интересного про народные обычаи. Она по своей инициативе от местных жителей собирала на кубанских хуторах и в станицах обряды, которые, увы, потихоньку уходят в прошлое.

Уходят — потому что все меньше остается тех, кто еще помнит, как раньше на Кубани колядовали, щедровали, водили Мыланку, посевали. И сегодняшних девчонок и мальчишек уже не удивишь конфетками и ленточками, которыми, вспоминает Таисия Сергеевна, одаривали счастливых щедровальщиков за добрые пожелания их дому хозяева.

— Мое детство, — рассказывает гостья «Знаменки», — это военное детство. Я родилась за три года до войны. И когда папа ушел на фронт, мы с мамой эвакуировались на ее родину в Куйбышевскую область. Мои родители — мама с Самары, папа донской казак — на Кубани в Старовеличковской встретились в 1933 году. Папа прошел всю войну с начала до конца и вернулся в августе 1946-го. И мы вернулись на Кубань тогда же. Папу после войны назначили председателем колхоза «День урожая» хутора Бойко-Понура. Вот в таком возрасте, мне тогда было восемь лет, живя на кубанском хуторе, я осознала, что такое эти обряды. И вечерю перед Рождеством с удовольствием носили, потому что денежку какую дадут, кусок пирога или что-то вкусненькое, конфетки, помню, были подушечки — полуголодное детство у нас было. Мальчики ходили рождествовать, славили Христа, а девочки колядовали. Мыланку-козу, символ плодородия, на Васильев день и Меланью водили взрослые девушки и парни вечером 13 января. Ходили с вертепом и вифлеемской звездой и распевали щедровки под окошками.

Особых торжеств, как до войны, вспоминает Таисия Сергеевна, не за что было людям устраивать. Их было трое детишек в семье. Папа, хоть и крещеный, был, как она выразилась, коммунист до мозга костей, он не разрешал отмечать православные праздники. Но тем не менее мама варила узвар, пекла пироги, пирожки с курагой — ребята все лето лазали по крышам, лузали и сушили жерделу. Фруктовых деревьев было мало — когда ввели налог, люди просто вырубили сады. После войны даже хлеб был лакомством, пекли его из черной муки, а белую берегли на праздники.

— Тайком носили вечерю. Нам было так интересно! Папа, конечно, знал, но молчал. Потому что все дети идут, а нам-то тоже хочется, — улыбается Таисия Сергеевна. — Вечерю мы носили крестным, бабушкам-дедушкам, тетушкам, дядюшкам. Кутью варили пшеничную, украшали крестиком, изюмом — если он был, кусочками домашней кураги. Когда стали жить получше, добавляли кольцо колбасы, кусок сала. Когда заходили в дом, если истинно православные, то крестились на икону и говорили: папа и мама прислали вам вечерю. Хозяйка пробовала кутью, благодарила и накладывала в нашу посуду свою кутью.

В их доме икон не было — это сейчас, говорит, у нее дома иконостас. Молитвы некоторые знала — учила еще бабушка. Показывала, как правильно складывать пальцы, ставила к иконе и говорила: молитесь, детки, чтобы ваши отцы вернулись с фронта. Младший братишка родился в 1942 году. Он просто махал ручкой, но ставила бабушка к иконе всех подряд. Наверное, детские молитвы, верит, дошли до бога. Там, в Куйбышевской области, не колядовали на Святки, и только на Кубани девчушка узнала про этот обряд. Очень он ей нравился!

Когда подросла, в старших классах, то и вечерю носили, и Старый новый год отмечали у кого-нибудь, развлечений на хуторе было мало. А что комсомольцами были, Таисия еще и секретарем в колхозе, — так одно другому не мешало.

С 13 на 14 января посевать начинали с двенадцати ночи. Только мальчики или молодые мужчины. Первым войти в дом утром должен был мужчина — считалось, что тогда в доме будет достаток. Хозяева ждали посевальщиков, зазывали, приготавливали гостинцы. Сеяли рожь, пшеницу, потом зерно сыпали под наседку, чтобы цыплята выводились.

— После войны елок-то на Кубани не было. Наряжали розы, фикусы, пальмы комнатные, выдвигали их на середину хаты, водили вокруг них хороводы и пели, как в лесу родилась елочка… Нам было хорошо! — продолжает Таисия Сергеевна. — Как наряжали? Из исписанных тетрадных листков — бумаги тоже не было — делали из колечек гирлянды, вырезали снежинки, они могли быть любого цвета.

— Очень бедно жили люди. Но что примечательно, всегда, перед каждым православным праздником, мама узелочки нам навязывала и говорила — неси бабушке, называя по имени. Что было в узелке? Творог, сметанка, молочко, маслице — обязательно носили малоимущим к празднику. У кого что было: кто испечет пирожок, кто муки положит, яиц. Сейчас такой доброты уже не встретишь…

Ранее на сайте: главное праздничное богослужение прошло в Свято-Екатерининском кафедральном соборе Краснодара

Напомним, какие важные события ждут жителей Тимашевского района в 2022 году