Как была найдена могила, «ЗТ» рассказывала феврале 2019 года — По осени он мне снится. История удивительная Дело в том, что похоронили сельчане солдата осенью 1942 года прямо на месте гибели — у среза воды реки Левый Бейсужек, в конце подворья местной станичницы. Иначе было нельзя.

Новокорсунская находилась в оккупации немцами, которые, возможно по доносу, прошлись по хатам в поисках красноармейцев. Откуда и кто были эти двое бойцов — отставшими от родной части, ранеными — доподлинно не известно. В людской памяти осталось только, что с конца августа прятались они на чердаке дома приютившей их хозяйки. Когда пришли с обыском немцы — бросились к реке, к камышам. Один добежал, а второй не успел, подстрелили почти у кромки воды. Хозяйку расстреляли за пособничество. Станичники, опасаясь за последствия, на кладбище тела не понесли, похоронили обоих на месте. Солдата у камышей, женщину — подальше.

Двадцать лет спустя о том, что у нее прямо на огороде находится могила неизвестного солдата, узнала новая хозяйка дома — Варвара Митрофановна Левенко. После свадьбы они с мужем в 1961 году купили хатку. Стали наводить порядок в доме, огороде. Там и нашла, рассказывают, бабушка Варя участок с осевшей землей. Соседи поведали историю ее появления. Могилку супруги подправили и с тех самых пор почти 60 лет Варвара Митрофановна ухаживала за ней.

— Бывало по пять раз на день, как иду в огород, к могилке подходила. С солдатиком разговаривала, цветочки у него на могилке поправляла, сажала. За все годы раза три по осени он мне снился: статный, мужественный такой, в шинели с солдатской бляхой на ремне. А вот лица его никак не удавалось разглядеть, — вспоминает Варвара Митрофановна.

И если бы не сосед предприниматель, затеявший стройку на участке рядом, то, наверное, так и лежал солдат в огороде у речки. Только предприниматель, сначала задумавший прямо там поставить памятник солдату, поступил иначе. Привлек поисковиков, заинтересованные ведомства. Некоторое время выясняли, находится ли могила в реестре воинских захоронений. Когда выяснили, что там ее нет, решили эксгумировать, чтобы затем перенести прах воина в более достойное место.

Как это происходило, «ЗТ» рассказал координатор Краснодарского общественного регионального отделения «Поисковое движение России» Дмитрий Максумов. Он вместе с волонтерами Динского краеведческого отряда «Поиск» вскрывал в марте 2019-го могилу с останками. По его словам, распространенное СМИ сообщение о якобы найденном, но незаполненном «смертном» медальоне, не соответствует действительности. Из могилы поисковики достали останки, стальную солдатскую каску образца 1940 года, звездочку с пилотки и бляху с ремня. Это и помогло установить принадлежность похороненного человека к бойцам Красной Армии. Но ничего такого, что помогло бы установить его имя, найдено не было.

Районные и местные власти решили, что местом последнего упокоения неизвестного солдата должно стать станичное кладбище. Здесь на мемориале с братской могилой погибших за освобождение Новокорсунской нашлось место еще для одного героя.

Второго сентября текущего года на станичном кладбище у мемориала собрались казаки-станичники, поисковики, школьники, просто люди, которые свято чтут память о Великой Отечественной и погибших на ней солдатах. Было сказано немало хороших слов, местный батюшка пропел убиенному «Вечную память», прозвучал воинский салют… Все было как надо, как полагается, как должно… Только лично мне навсегда врежутся в память полные слез глаза единственного родного для неизвестного солдата человека — Варвары Митрофановны Левенко.

— Привыкла я к нему. А так, хорошее место для моего солдатика нашли. Ему тут лучше будет со своими… Жаль только, что навещать часто не смогу. Трудно, старая стала, на ноги слабая, — роняя слезу, поделилась бабушка Варя.

Ранее на сайте: Неизвестного солдата перезахоронили с почестями — фоторепортаж