Небольшой домик на улице Первомайской в Новокорсунской встречает нас засыпанными снегом кустами роз, недовольным лаем дворового охранника, а еще пушистым серым котом, который так и норовит прошмыгнуть в хату между ног входящих. А в доме тепло, уютно, чистенько, белоснежные занавески и горы белых подушек…

В этом доме живут наша героиня Мария Мефодьевна Оберемко, труженица тыла, и ее сын Владимир Иванович. Личность каждого из них примечательна по-своему. Марии Мефодьевне сегодня, 10 февраля, исполняется 95 лет — она ровесница Тимашевского района, на плечах таких же простых тружеников, как эта замечательная женщина, строились его благополучие и процветание.

Мария Мефодьевна, несмотря на уговоры, вышла сама нас встречать. Миниатюрная, хрупкая, но жилистая и подвижная, она несказанно рада гостям. Мало осталось ее ровесников, с кем можно встретиться, поговорить по душам, попеть любимые песни, показать, какие у нее чудесные розы в палисаднике и какие уродились овощи в огороде. Сейчас она больше дома.

…В 1937 году ее семья, когда девчушке было десять лет, переехала из Воронежской области жить на Кубань: сманили родственники, мол, богато живут там люди. Действительность оказалась намного хуже. После 33-го года край долго не мог оправиться от голодомора, а потом война — все жизненные тяготы семья познала на себе, жили в землянке, перебивались, как могли. Рожденные в те годы мало кто окончил больше четырех классов. И Мария тоже, пошла работать на ферму.

Кубанский говор она усвоила сызмальства, он так и остался в ее речи. Скороговоркой она пытается рассказать, как ей жилось, работалось, как в войну рыли окопы, как тяжело было работать на ферме — и глаза наливаются слезами. Подробностей не спрашиваю — многие старые доярки рассказывали, как доили коров вручную, таскали корма и навоз, полные ведра молока. Она, как и остальные, не была героиней, что правда — хорошо работала, а что нет орденов — так их всем надо было бы давать за такой труд. Выручала песня — как тяжко становилось, и душа распрямлялась.

Председатель ветеранской организации Новокорсунского поселения Людмила Вячеславовна Марюхина просит ее спеть. И Мария Мефодьевна сильным голосом поет нам про туманы… Огорчается, что голос уже не тот. Среди ветеранов не было человека активнее ее — ни одного мероприятия не пропускала. Но возраст, ничего не поделаешь.

Ферма не была ее единственным местом работы. Когда мелкие колхозы объединили, доярок поначалу хватало и правление в приказном порядке направило ее на свиноферму, да еще пригрозили уволить за отказ. Следующим местом работы стало полеводство. Кто не помнит этих бесконечных рядков свеклы! Вот так 46 лет и отработала в колхозе.

Сын Владимир Иванович мамину биографию знает наизусть, что она забыла, подсказывает. Мама его неизменная любовь, а он ее опора, печется о ней, на его плечах сейчас все хозяйство, стирка, обеды, которые он готовит мастерски, закатки на зиму. Как вырастают такие сыновья — кто ж его знает, мама все время работала, бывало, сутками не выходили с фермы, подменных не было, и спали там же. Прибежит, простирнет белье и опять назад. А как пошел сын работать на ферму — 38 лет там трудился, так домик часто пустовал: мама на своей работе сутками, сын — на своей. Владимир Иванович тоже пенсионер, 75 уже, профессия у него редкая для мужчин — оператор машинного доения в колхозе «Искра». И не просто дояр — заслуженный, участник выставок на ВДНХ.

…Год назад у них случилась беда. Рабочие, которые ремонтировали дом, влезли ночью в окно, избивали пожилую женщину и сына палками, требовали отдать сбережения. Мария Мефодьевна с тех пор плохо видит. Это самая больная для них тема, на нее они то и дело сворачивают в разговоре, ведь виновные пока не понесли наказания…

Ранее на сайте: орденоносец, почетный дорожник Тимашевска отметил юбилей