Трижды в неделю в тимашевскую городскую школу № 5 приезжает мобильный технокомплекс детского технопарка «Кванториум» — автомобиль с прицепом, оснащенный современнейшим оборудованием для дополнительного образования школьников в сфере инженерных наук. После предметных обязательных уроков, зачастую, нелюбимых, для детворы начинается самое увлекательное время — они погружаются в мир информационных технологий, виртуальной реальности, робототехники, хайтека, 3D-моделирования и промдизайна. Еще бы, оборудование привезенное педагогами допобразования в этом технопоезде из Краснодара, мощное, скоростное, необыкновенное.

Параллельно в нескольких кабинетах юные инженеры, в возрасте от 10 до 18 лет, впитывают новые знания, расширяют границы мышления, предлагают свои креативные идеи, которые большинство взрослых пропустят мимо ушей. А педагоги со спецподготовкой для того и приехали, чтобы выявить талантливых, неординарных подростков, спровоцировать их на дальнейшее развитие в инженерных науках. Возможно именно они обеспечат в ближайшем будущем технологический прорыв в нашей стране.

— В каждом направлении по три группы из 12 человек, которые занимаются по полтора часа по очереди, чтобы у преподавателя была возможность уделить внимание каждому. С декабря в школе функционируют три направления: Робоквантум, Хайтек с 3D-моделированием, IT-квантум с виртуальной реальностью. С 3 февраля добавили еще два направления — промышленный дизайн и Аэроквантум. Это ново, современно, детям нравится, — рассказывает Светлана Грановская, директор СОШ № 5. — Они хотят сами научиться создавать компьютерные игры, программы, у кого-то из них уже есть свой канал на ютубе по прохождению игр. Преподаватели — инженеры, программисты.

— Программирование — основная сфера жизни, кто умеет в ней работать тот сможет зарабатывать, — объясняет Алексей Фисун, педагог допобразования. — В виртуальной реальности по биологии можно посмотреть, как устроены и функционируют внутренние органы человека. Можно сканировать человека, любой реальный предмет, чтобы перенести его в виртуальную реальность и на его основе создать героя игры.

В Робоквантуме пока используют базовую сборку робота. Процесс создания модели развивает моторику, объемное мышление, причем, дети знакомые с конструктором Лего лучше чувствуют детали и времени на сборку робота затрачивают меньше. Затем его «оживляют», подключив контроллер, и программируют.

— Мобильный технокомплекс будет приезжать в тимашевскую школу до 2 марта, а потом переедет в Динскую, также на 72 часа занятий со школьниками. Но мы хотим продлить занятия дистанционно с краснодарским педагогом. Он будет заниматься с детьми, которые по завершении ознакомительного курса пройдут тестирование для следующего этапа, — рассказывает Алексей Дараган, инженер по эксплуатации радиотехнических средств, педагог допобразования в направлении Робоквантум. — Вообще полный курс обучения три года. Тех кому это дается и интересно планируем выводить на соревнования городские, региональные. Это ориентир для будущей профессии. Ведь робототехника слово одно, а путей множество.

Как «ЗТ» сообщала ранее, два мобильных технокомплекса приобретены министерством образования Краснодарского края в рамках национального проекта «Образование». Это те же детские технопарки «Кванториумы», только созданные на базе перевозной автомобильной станции. Проект по созданию сети детских технопарков «Кванториум» запущен в 2015 году: тогда появились три первых технопарка — в Набережных Челнах, Нефтеюганске и Ханты-Мансийске. К 2020 году работает уже 110 технопарков «Кванториум» в 76 субъектах Российской Федерации. В рамках нацпроекта «Образование» к 2024 году в России будет функционировать 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков «Кванториум».

О направлениях Кванториума

IT-квантум научит проектировать и создавать свои устройства интернет вещей (это система предметов объединенных между собой в сеть, как «умный дом», когда со смартфона можно управлять бытовой техникой, к примеру, включить кофеварку к приходу домой или кондиционер, освещение, музыку). А еще это нейронные сети, умные фильтры спама, алгоритмы на языке программирования, к примеру, для распознавания речи и образов.

В VR-квантуме осваивают объемную визуализацию, работают с виртуальной, дополненной и смешанной реальностью, создают анимированные трехмерные модели, снимают и монтируют панорамные видео, разрабатывают симуляторы, игры, приложения.

Хайтек — это инженерия, изобретательство, лазерные технологии, электронные компоненты. В этом направлении занимаются дети старше 10 лет. Они узнают основы черчения и создания 2D и 3D-моделей, создают сувениры, линейки, брелки с помощью лазерных технологий, учатся пользоваться 3D-принтером и фрезерным станком с ЧПУ.

В Промдизайнквантуме учатся проектировать окружающий предметный мир, работать на стыке инженерии и искусства, решать прикладные задачи, проводить дизайн-анализ, разбираться в эргономике, эстетике, колористике, композиции.

В Аэроквантуме узнают обо всех этапах жизненного цикла выпуска летательного аппарата (квадрокоптер, дрон) и его управление. Для этого научатся печатать на 3D-принтере, разрабатывать математические модели, пилотировать летательные аппараты, программировать автопилот, паять электросхемы, 3D-моделированию.

В целом проект Кванториум создан, чтобы погрузить детей в научные и инженерные дисциплины — механика, электроника, электротехника, физика, информатика, математическое моделирование, проектирование и конструирование узлов и механизмов роботов.