Генерал-лейтенант Колчигин Богдан Константинович, потомственный дворянин, царский офицер (поручик, штабс-капитан, капитан), участник Первой мировой и Гражданской войн, генерал-лейтенант в Великой Отечественной, орденоносец Российской империи, Российской Советской Республики, Советского Союза…

29 декабря 1970 года решением исполкома Тимашевского городского Совета депутатов трудящихся Колчигину Б.К. присваивается звание Почетного гражданина города Тимашевска. Это был год 75-летнего юбилея генерал-лейтенанта. Почему? За что? Зачем?

Улагаевский десант … 1920 год. Август-сентябрь. На Кубани неспокойно. Казачество где прохладно, а где враждебно принимает новую власть. В тылу красных полным-полно белоказачьих партизанских отрядов. Главнокомандующий Русской армией барон Врангель П.Н., казалось бы, запертый в Крыму, тем не менее принимает решение провести войсковую операцию на Кубани и захватить Екатеринодар, Майкоп. Из Керчи в станицу Приморско-Ахтарскую морем были переправлены конница, стрелковые части, орудия и другая техника. Об операции не знал только ленивый, на крымских базарах кубанские беженцы открыто обсуждали, кто как будет добираться под прикрытием армии «на рiдну Кубань». Однако в стане красных этой информации не придали особого значения. Главная ударная сила белых — конница генерала Улагая С.Г. — была направлена на станицу Тимашевскую, крупный железнодорожный узел, открывавший прямой путь на Екатеринодар. И десант за несколько дней занял большие территории.

Поняв свою оплошность, красные скоренько подтянули резерв для удара с севера и в тыл Улагаю. А для удара по всему фронту белых срочно мобилизовывали население южных областей, где активно проходили недели «борьбы с Врангелем» или «красного добровольца». Эти 25 дней, с 1 по 25 августа по старому стилю, на Кубани были как раз тем временем, о котором говорили: красные придут — грабят, белые придут — грабят…

Командование Кавказским фронтом бросило на нейтрализацию врангелевских войск немалые силы, в том числе 2-ю Донскую дивизию, которой как раз командовал будущий генерал-лейтенант Богдан Колчигин. Несмотря на утомительный переход, серьезное сопротивление противника, после упорных и ожесточенных боев под Тимашевской комдив Колчигин заставил противника отступить к станице Приморской-Ахтарской, чем дал возможность оправиться частям 9-й армии и начать преследование противника. Кубань удалось отстоять.

Врангель, анализируя в своих мемуарах неудачу этой операции, винил себя за неосмотрительность при назначении генерала Улагая и других ответственных за операцию. Растянув силы, не согласуя с друг другом действия, белые командиры теряли занятую ими территорию. Екатеринодар и Майкоп они так и не увидели. Несмотря на разгром, белым удалось эвакуироваться морем назад в Крым.

Наш герой. Богдан Константинович Колчигин за умелое руководство боем при освобождении станицы Тимашевской от Улагаевского десанта был награжден вторым орденом Красного Знамени. Первый такой орден он получил за уничтожение превосходящих сил противника под Воронежем.

Как же кадровый военный Российской империи, награжденный семью царскими орденами, имевший золотое Георгиевское оружие «За храбрость», переметнулся к красным? Обратимся к строкам его биографии.

Богдан Колчигин при царе-батюшке служил в лейб-гвардии Литовском полку, который успешно показал себя во время Брусиловского прорыва, когда русские войска нанесли сокрушающий удар по армиям Австро-Венгрии и Германии. Но в Петрограде случается Февральская революция, выходит приказ о демобилизации царской армии, Литовский полк распускают, военных отправляют распускают на все четыре стороны. Штабс-капитан Колчигин предлагает солдатам сохранить полк и пробиваться с Украины в Россию. Под Воронежем полк вливается в РККА и становится Литовским советским полком. Позже Богдан Константинович так скажет об этом своем решении:

Я не политик, и я ничего в политике не понимаю, но я русский человек, и, конечно, мне очень дороги интересы моей страны. Большевики — они же собиратели земли русской, продолжатели великого дела Ивана Калиты. Ну что было бы с нашей страной без большевиков? Англичане оттяпали бы Кавказ, японцы — Приморье. Вряд ли сохранились бы в неприкосновенности западные границы. Обкорнали бы нашу матушку Русь. А большевики-то всю нашу землю собирают. Вот поэтому я и с большевиками. А с политикой как-нибудь дальше разберемся.

Мы не можем наверняка сегодня знать, как и почему в сталинское подозрительное время выжил наш генерал. В коммунистическую партию так и не вступил, в его биографии военного было много назначений: и командовал, и преподавал в Военной академии имени Фрунзе, и хозяйственной работой занимался, и награждали его (орден Ленина, три ордена Красного Знамени, ордена Суворова и Кутузова), и отстраняли от должности «по несоответствию»…

В боях за город Пустошка, что на Псковщине, в феврале 1944 года Б.К. Колчигин подорвался на противопехотной мине, перенес ампутацию правой ступни, долго лечился и в июне 1945 года был уволен в отставку по болезни. Жил в городе Изюме Харьковской области, писал мемуары о Первой мировой и Гражданской войнах и работы по военному делу. Он, кстати, является почетным гражданином и города Пустошки.

Факты для размышления. В фондах нашего музея хранятся два экспоната, на мой взгляд, достаточно характеризующие нашего героя. Поздравительная фотооткрытка от некоего Ж.О. Кучука, красногвардейца 2-й Донской дивизии, адресованная Богдану Константиновичу Колчигину: рядовой боец почти полвека спустя, в 1966 году, помнит своего командира и шлет ему новогоднее поздравление.

И записка генерала армии Маркиана Михайловича Попова (человека отнюдь нелегкой судьбы, Героя Советского Союза), адресованная раненому Богдану Колчигину:

«28.2.44. Уважаемый Богдан Константинович!

С чувством глубокого сожаления узнал о Вашем ранении и известие об этом меня крайне взволновало. Не хочется до сих пор верить, что Вы вышли из строя. Уверен, что поправитесь и даже в этом состоянии еще принесете родине большую помощь. Все Ваши просьбы, конечно, исполню, только Вы через подателя сего сообщите мне точные места нахождения Вашего сына и жены. Очень благодарен Вам как за прошлое, так и особенно за Вашу боевую работу на нашем фронте. Вхожу в ходатайство о присвоении Вам звания генерал-лейтенанта и о награждении. От всей души желаю Вам скорейшего выздоровления и возвращения к военной деятельности. Я всегда буду рад помочь Вам.

Крепко жму руку. Искренне уважающий Вас Попов».

Автор Татьяна ПОГОРЕЛОВА, научный сотрудник Тимашевского музея семьи Степановых, заслуженный журналист Кубани

Ранее мы рассказывали, как тимашевские казачки перехитрили фашистов

Также рассказывали, что в Тимашевске улица Колесникова названа неправильно, правильно — Колесника