Узбекистан в обыденном представлении это седобородые старцы в тюбетейках и стеганых халатах, потягивающие в полуденную жару горячий зеленый чай и рассуждающие о смысле бытия.
Чайный этикет. Мирзоназар и Любовь Холикназаровы из поселка Советского Тимашевского района могли бы стать героями остросюжетного сериала о большой любви, которая сметает все препятствия, от несогласия родных на русскую невестку до идеологических разбирательств в партбюро — из них Мирзоназар выходил с мудростью Ходжи Насреддина. Но за чашкой чая мы вели разговор про далекую страну Узбекистан, которая познакомила их много лет назад и подарила интереснейшие традиции.
Отпустить гостя без чашки чая? Большего позора для узбека трудно придумать! В традиционных домах скатерть под названием «дастархан» стелют на пол. Чай наливает самый младший мужчина. Первую пиалу — себе, чтобы окружающие убедились, что напиток не отравлен. Чашу надо принимать только правой рукой, а левую держать на правой части груди. На дастархане изобилие сладостей, а вот сахар подавать не принято. Чем более уважаем гость, тем меньше чая наливается в его пиалу — чтобы почаще обращался к хозяину за свежей порцией чая. Нежелательному посетителю хозяин подаст полную пиалу как знак, что ему пора уйти.

Обручиться никогда не рано. Главное для узбека — семья, в ее создании активно участвовали родители жениха и невесты.
— Давно ушел в прошлое обычай, когда невесту выбирали родители, — рассказывает Мирзоназар, — или обручали даже совсем маленьких детей, это называлось бешик-керти.
Матери «жениха» и «невесты», лежащих в колыбели, разламывали лепешку и соединяли малышей специальной лентой. Деток постарше матери просто ставили рядом и соединяли подолы их рубашек.
Невесту парню постарше обсуждали на семейном совете, учитывалось и мнение профессиональных свах. Когда родители все решили, в дом невесты засылали сватов. За сватовством следовала помолвка, первым об этом узнавал жених — ему сообщали имя его будущей жены. Важный момент при создании семьи — выплата калыма, сколько и в каком виде, тоже решают родители.

Покрывало от сглаза. Обязательный на Востоке подарок к свадьбе — покрывало сюзане. Сотканное по всем правилам, оно должно было уберечь молодую семью от злых духов и сглаза. Начинала работу над покрывалом всеми уважаемая многодетная мать, ей помогали соседки и родственницы невесты. Умелые мастерицы часто нарочно допускали оплошности: «забывали» расшить прорисованный узор — пусть недобрый глаз споткнется о недочет, а счастье молодоженов никогда не закончится, как осталось незавершенным их свадебное покрывало. После свадьбы самое лучшее сюзане украшало комнату молодых.

Отчетное собрание. Прежде чем невеста переедет в дом к мужу, она должна «отчитаться» за полученные от его родни подарки. На посиделки в родительский дом приглашаются подруги и соседи. Гости должны увидеть все-все-все, что невесте преподнесли, от золотых украшений до одеял и посуды.
— Сшитые для невесты 40 платьев тоже вывешивают на общее обозрение, — рассказывает Любовь, — соседки потом с удовольствием обсуждают, чье приданое было богаче и чьи платья красивее и ярче.
Это не пустое хвастовство, родители показывают, в какие руки отдают дочь. Если подарки дорогие, то бедствовать молодая семья не будет, а если нет, то будет с мужем делить все, и хорошее, и плохое.
Когда невеста приходит в дом мужа, то старший в семье дает ей попробовать мед, а муж наступает на ногу — в знак послушания ногу убирать не принято, разве что в шутку.
— Родители рассказывали, что раньше свадебные церемонии означали очень большие расходы, ведь по традиции это множество гостей и пир горой в течение семи дней и ночей, — вспоминает Мирзоназар.
Холикназаровы без пышного празднества обошлись, отметили этот день в кругу ближайших друзей, скромно, по-европейски.
— Прошло больше года, пока меня, русскую, приняли в узбекской семье, — делится Любовь, — когда мы ездили в гости к родителям мужа, я надевала национальный узбекский наряд — платье и штаны, а на голову повязывала платок — чтобы показать свое уважение.

Традиционно по цвету платья узбечки можно определить социальное положение мужа — чем больше фиолетового, тем выше статус, а чем больше зеленого, тем статус ниже.
На праздники женщины одевались в яркие наряды и надевали множество украшений.

Главный праздник весны — Навруз, его отмечают с 21 по 24 марта, эти дни в республике объявлены выходными. Время посвящается различным народным играм, скачкам, борьбе силачей, песням и пляскам.
К столу подают сумаляк — проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, полученную жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. Чтобы не подгорело, на дно казана бросают камешки или орешки — тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов. Одной хозяйке это не под силу, и в процессе участвуют все соседи. Узбечки верят, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Готовое блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром можно истолковать рисунок на его поверхности.
— Ни одно застолье не проходит без плова, — вспоминает Любовь, — мы жили в пятиэтажном доме и обязательно сооружали столы на детской площадке и всем домом отмечали Навруз. Также все вместе праздновали и Пасху, не делали различий по религиозному признаку и всегда жили дружно.
Семья Холикназаровых активна, Любовь Петровна поет в хоре, ведет для односельчанок группу здорового образа жизни. Принимает братьев и сестер мужа — родными все друг другу стали уже давно.

Рецепт Узбекский плов

Плов — классическое главное блюдо в Узбекистане. Его можно дополнить различными ингредиентами, бобами, барбарисом, яйцом, айвой, гранатом.
Ингредиенты: баранина 2 кг, луковица 2 шт., морковь 5 шт., рис 3,5 стакана, чеснок 1 головка, соль, тмин, черный перец по вкусу.
Приготовление. Помыть, почистить и нарезать морковь тонкой соломкой. Нарезать лук полукольцами. Поставить казан на средний огонь и налить масла. Дождаться, пока масло закипит, и опустить мясо в масло на дно казана. Обжаривать до появления коричневой корочки. Затем добавить лук, щепотку тмина, 1/2 ч. л. соли и черного молотого перца. Все хорошо перемешать.
Выложить морковь в казан. Добавить остатки соли и тмина. Перемешать и готовить до «размягчения» морковки. Помешивать каждые 30 сек. Залить 8 стаканов кипяченой воды. Когда вода хорошо нагреется (не закипит) добавить головку чеснока. Варить на среднем огне в течение часа, затем чеснок убрать.
Промытый до прозрачной воды рис добавить в казан. Если нужно, долить воды и положить чеснок обратно. Когда рис начнет поглощать воду, чеснок снова убрать. Накрыть плов крышкой и готовить в течение 8 минут. Проверять каждые несколько минут, не впиталась ли вся жидкость, чтобы плов не пригорел. Сделать купол из риса, наверх положить головку чеснока. Убрать с огня и дать плову постоять под крышкой в течение 30 минут. Смешать рис с мясом и подавать к столу.

Зеленый чай по-узбекски
В чайник объемом 1 литр залить 150 г холодной кипяченой воды, засыпать 1 ст. л. без верха крупнолистового зеленого чая. Долить кипятком. Дать 3 минуты настояться и вылить немного чая в чашку, затем из чашки обратно в чайник. Это называется «кайтар», или по-русски «поженить чай». Теперь разлить по чашкам, подать сухофрукты, орехи, мед. В опустошенный чайник можно долить кипятка снова, но не более трех раз.

Известные узбеки: Салижан Шарипов — российский космонавт; Алишер Усманов — российский предприниматель и меценат узбекского происхождения, миллиардер, основатель USM Holdings; Искандар Махмудов — основатель и президент Уральской горно-металлургической компании; Рустам Хамдамов — советский и российский кинорежиссер, сценарист, художник; Джаник Файзиев — узбекско-российский режиссер кино и телевидения, продюсер, актер, сценарист. Генеральный директор киностудии «КИТ»; Наргиз Закирова — узбекская и российская певица; Равшана Куркова — российская актриса театра и кино; Согдиана — узбекско-российская певица.

Ранее на сайте: Традиции табасаранцев — женщине позволено открывать лицо, украшать себя яркими головными уборами

Курды самый многочисленный народ, рассеянный по всему миру

Джабраил Мирзоев и его семья — яркие представители азербайджанского народа на Кубани