Коллективизация, голод, Великая Отечественная война — совсем мало осталось сегодня в живых очевидцев этих страшных событий, выпавших на долю нашей многострадальной родины в 20-м веке. И тем не менее они есть и могут о многом поведать своим потомкам. Тимашевец Алексей Васильевич Древаль отметил 25 января свое 95-летие. То, что он хранит в своей памяти, многие из нас видели лишь в кинофильмах.

Родился Алексей в семье коренных тимашевцев, что жила на улице Узкой, и был девятым ребенком. За Древалями числилось 10 десятин пашни, с этой земли они и кормились. К труду детей приучали сызмальства. В пять лет Алеша уже ездил на лошади и помогал отцу молотить катком пшеницу. Другие тоже не ленились, и семья не бедствовала, но в это время (шел тогда 1932 год) в стране началась массовая коллективизация. Людей насильно загоняли в колхозы — у Древалей забрали сеялку, лошадей, выгребли из амбара все зерно. Так же жестоко поступили большевики и с остальными станичниками. Начался массовый голод. В семье Алексея к тому времени было уже 10 детей, трое из них зиму 1933-го не пережили.

— Остальным удалось выжить только благодаря тому, что родители успели спрятать в яме немного пшеницы, — вспоминает Алексей Васильевич. — Большевики истыкали щупами весь двор, но зерно так и не нашли, потому что оно хранилось во дворе под русской печкой. По ночам мама доставала понемногу и варила кашу из цельного зерна. Много людей тогда поумирало к весне. Помню, соседская женщина все искала под жерделями косточки, те еще не успели прорасти, она разбивала и ела из них горькую середку. Больше еды никакой не было, и она в итоге умерла.

Когда стало тепло, появились грибы, щавель, а потом и овощи с огорода. Люди пошли работать в колхоз, и жизнь понемногу стала налаживаться. Да и то в 34-м Алексей не смог пойти в школу со сверстниками, причина по тем временам обычная — не в чем было ходить. Учиться начал годом позже, а в 1941-м успел окончить лишь шесть классов, и началась Великая Отечественная война. О дальнейшей учебе пришлось забыть, пошел работать в овощеводческую бригаду, что возделывала огороды на том месте, где сегодня находится микрорайон Южный.

Перед оккупацией Тимашевска немцами Алексея отправили на работы в Караганду, откуда его и призвали в армию в 1944 году. Повоевать ему пришлось на Дальнем Востоке, освобождая в составе морского десанта Курильские острова от японской армии.
— Мне повезло тогда, — считает Древаль, — даже не ранили, а только из нашей роты мы похоронили среди курильских скал 28 ребят. В армии мне вообще везло: и друзья были хорошие, и командиры. Первые три года после войны призыв в вооруженные силы не проводился, наоборот, шла постепенная демобилизация военнослужащих старших возрастов, и мне, как молодому, пришлось служить еще долго, аж до 51-го, включая и сверхсрочную.

— Гражданской профессии у меня никакой не было, — продолжает Алексей Васильевич, — вернувшись в Тимашевск, никак не мог найти постоянную работу. Сначала устроился на хладопункт грузчиком, разгружали мы вагоны со льдом и затаскивали в холодильники — иного способа сохранить мясо, молоко, фрукты и другие продукты тогда не было. Но это была сезонная работа. Зато там я познакомился со своей будущей женой Верой Григорьевной, и весной мы сыграли свадьбу.

Год Древаль проработал каменщиком на стройке, а потом устроился на железную дорогу в ПЧ-24. Пути в послевоенное время были в ужасном состоянии, их приходилось постоянно латать, а материалов катастрофически не хватало. В первое время их ремонтной бригаде приходилось пилить тополя на шпалы. Древесина эта некачественная, рельсы быстро расшатывались, это доставляло много мороки ремонтникам. Позже стали поступать бетонные шпалы, новые усиленные рельсы, по ним уже ходили электропоезда. К тому времени Алексей Васильевич возглавлял бригаду ремонтников, с этой должности в 85-м и ушел на заслуженный отдых. 32 года проработал он в Тимашевской дистанции пути и за добросовестный труд награжден знаком почета «За трудовую доблесть», имеет звание «Ветеран труда».

Сегодня, несмотря на свой почтенный возраст, Алексей Васильевич энергичен и охотно делится воспоминаниями. На вопрос о секретах своего долголетия отвечает:

— Наверное, наследственность помогает. Моя бабушка по отцовской линии прожила 95 лет, столько же прожил и один из ее братьев, а другой и вовсе 100 лет. Второе, что помогает оставаться в строю, это то, что я уже 35 лет как бросил курить. Уйдя на пенсию, занимался кролиководством, разводил сад, виноградники, делал домашнее вино. У меня и сейчас есть виноградник. И потом, я думаю, наше поколение сама жизнь закалила.

О Николае Георгиевиче Калинине на сайте «ЗТ» рассказывали ранее. В свои 90 майор милиции в отставке, по прежнему в строю.

Как детдомовец стал профессором — уникальной судьбы человек отмечает 75-летие