Тот, кто живет в этом доме. Именно так, иносказательно, чеченские женщины называют своих мужей, признавая их безусловное главенство. В укладе чеченцев много непривычного кубанскому мировосприятию, но этот народ в любой культуре остается верным своим традициям.

Как за каменной стеной. Житель Тимашевска Султан Мусхажиев представитель старинного чеченского горского рода. Его генеалогическое древо уходит в глубь веков, а
географически носители фамилии Мусхаджиевых разбросаны по многим странам. Фамилия претерпела изменения в связи с репрессиями, и букву «д» убрали, чтобы не подставить под репрессию уцелевших родных. А вот родовая башня Мусхаджиевых, возвести которую удостаивается далеко не каждый род, высоко в горах стоит, и ни время, ни природные стихии над ней не властны.

Куда бы ни забросила судьба чеченца, в любой культуре он будет почтителен к гостю.
— Гость сядет на лучшее место в моем доме, — рассказывает Султан, — и ему подадут лучшую еду.

В этом мужа поддерживает супруга Ольга. Кубанская казачка, она, как мудрая жена, устраивает свой дом так, чтобы в нем царили мир и лад. Согласия бывает достичь непросто, учитывая разницу в менталитете. Например, как правильно подавать мужу обувь, Ольгу научила свекровь, обычно кубанские женщины этим вопросом не озадачиваются.
— Как за каменной стеной за Султаном, — Ольга не скрывает гордости за мужа, — все вопросы решает.

Ответственность жены — дом, сверкающий чистотой, накрытый стол к возвращению мужа с работы, младшие дети с выученными уроками. Султан водитель, его напряженный график и редкие выходные не позволяют ему проводить с семьей столько времени, сколько бы хотелось.

В семье четверо детей. Старшему, Артуру, 21 год, он будущий специалист по энергетике, учится в Ростовском университете. 19-летняя Стелла живет в Тимашевске, студентка техникума кадровых ресурсов, осваивает парикмахерское искусство. Школьники — одиннадцатилетний Егор и восьмилетняя Ксения — воспитываются в безусловном авторитете родителей.
— Когда в комнату входит старший, младшие обязаны встать, — рассказывает Султан, — так научили в детстве меня и моих братьев, этому же мы учим и своих детей.

Помощь родителям в чеченской семье также не обсуждается, обязанности есть у каждого.

Жизнь в другой культуре упразднила многие обычаи, оставив при этом духовную сущность народа: быть готовыми помочь друг другу, почтение к старикам и трудолюбие. По-
этому о традиционных народных праздниках современное поколение знает по рассказам бабушек и дедушек.

Солнце в тарелке. Праздник весны означал начало сельскохозяйственного года, к нему в домах наводили особую чистоту. Дом белили снаружи и мыли внутри, выбрасывали накопившийся за зиму хлам. Бронзовую и медную посуду, начищенную до блеска, выставляли во двор — встречать солнце. С первыми лучами солнца шли за стол. В этот день трапеза должна быть особенно изобильной для родных, соседей и малоимущих односельчан. До отвала насыпали еды домашним животным, рассыпали зерно птицам. Надевали новую одежду, чтобы весь год ходить в обновках. Под знаком солнца и огня проходил весь этот день. Прыгали через пламя, соревновались, у кого костер выше. Дети получали мешочки со сладостями, их закидывали в дом тоже через дымоход.

Удод прилетел. Последнее воскресенье марта посвящали празднику Тушоли — богине весны, плодородия и деторождения. К этому дню прилетала главная вестница весны — священная птица удод, ее еще называли курицей Тушоли. Хорошей приметой считалось, если удод совьет гнездо на чердаке или где-либо во дворе.
К празднику Тушоли приурочивали выбор невест, также считалось, что браки, заключенные в этом месяце, самые счастливые. Когда в Чечне распространился ислам, культ Тушоли официально запретили и этот праздник остался народным.

Торжественным было и начало полевых работ. Волам, на которых пахали ритуальную первую борозду, смазывали маслом шею и рога. Вокруг рогов выстригали шерсть, вбивали в них от сглаза медные затычки и навешивали красные ленточки. Право провести первую борозду односельчане предоставляли труженику с хорошей репутацией и легкой рукой, ведь в случае неурожая именно на нем лежала вся ответственность.

Процессию, идущую в поле, с полными ведрами воды встречала жена пахаря, она заранее выходила из дома. По возвращении с поля всех старались обрызгать водой — к хорошей погоде и обильному урожаю. Второй день праздника посвящался угощению, состязаниям, скачкам.

Где познакомиться. К свадебному торжеству не менее тщательно, чем невеста, готовятся девушки на выданье. Их наряд обязательно дополнит вышитый носовой платок, его держат в руках как знак того, что девушка свободна. Когда девушка приглянулась кому-то из гостей, он передает через друга или родственника для нее конфетку, а если девушка благосклонна к этому юноше, она передаст в ответ свой платок. Знакомство состоялось. Пригласить девушку на свидание чеченский парень также может через посредников. Разрешение на брак дают родители, предварительно изучив образ жизни невесты и родословную, чтобы исключить хоть дальнюю степень родства.

Когда все формальности утрясены, наступает время торжества. Свадебное утро невеста начинает с купания в травяных настоях. Ее традиционная одежда — платье в пол, плечи, руки и спина закрыты, а на голове праздничный платок. В подоле крепят острую иглу, а в руки дают небольшой платочек с лентой и небольшой серебряной монетой. Эти подарки девушка затем будет беречь всю оставшуюся жизнь: считается, что они являются ее оберегом, защищающим от недобрых сил.

Подарок на чемодане. Еще один интересный обычай существовал для девушек, чьи братья женились. Чемодан с вещами жены золовка могла открыть первой и взять себе все, что ей понравится. Поэтому невеста готовила для своей новой родственницы подарок отдельно, обычно это было украшение, и клала прямо на свой чемодан. Золовка понимала, что эта вещь для нее, и чемодан вопреки традициям не открывала.

Невеста-несмеяна. В конце дня невеста должна пройти обряд развязывания языка. Все гости стараются ее развеселить и что-то подарить. Но девушка не должна ни смеяться, ни разговаривать. Затем все присутствующие мужчины поочередно просят у нее пить, и тогда она может подать пиалу с водой старейшему из них. Муж тоже пытается всячески разговорить свою супругу, но она должна сопротивляться до тех самых пор, пока не получит от него подарок. Все полученные в ходе этой забавной церемонии деньги девушка обычно отдает свекрови.

Напомним, Тенгиз Спирлиев, о нем на сайте «ЗТ» писали ранее, по национальности грек, его жена Асмик — армянка. Эта семья — пример того, как разные культуры могут мирно жить под одной крышей и передавать лучшие черты каждого народа своим детям.

Каким жизненным премудростям супругу Леонтия научила свекровь