В Чернобыле на ликвидации последствий самой крупной техногенной катастрофы двадцатого века на атомной электростанции наш земляк Александр Перепелицын участвовал с 30 октября по 23 ноября 1986 года.

Ликвидировать чернобыльскую аварию военкомат призывал лучших специалистов, в их числе и был Александр Сергеевич Перепелицын. На тот момент ефрейтору запаса было 40 лет. Своим автокраном он владел как собственной рукой. В Чернобыле с помощью автокрана вскрывал коммуникационные колодцы в блоках и укрывал землю на территории станции плитами из спецбетона. Технически несложно, но в условиях повышенной радиации эта работа была подвигом.

— Поселили нас в недостроенном пятом блоке станции, — вспоминает он, — спали на двухъярусных койках, в столовой.
Ежедневно в личной карточке ликвидатора записывалась полученная доза радиационного облучения, и когда общая доза превышала норму, его отправляли домой. Каждое утро ликвидаторам напоминали, что через два-два с половиной года их всех неминуемо ждет неизлечимая болезнь.

Так и получилось, через два года Александр начал внезапно терять сознание. Прошел курс лечения в краевой больнице, и местные врачи направили больного в Москву, в Российский научный центр рентгенорадиологии.
После двух с половиной месяцев интенсивного лечения наступило недолгое улучшение. Жизненный опыт подсказал дальнейшие действия, и Александр Сергеевич вооружился ручкой, бумагой и конвертом. На письмо в адрес XIX Всесоюзной конференции КПСС ответ пришел быстро: Всесоюзный научный центр радиационной медицины РАМН СССР в Киеве приглашал его на обследование в удобное ему время. Через месяц терапии динамику пациента перед выпиской проверял консилиум.

— Около сорока специалистов, — говорит Александр Сергеевич, — исследовали состояние организма от и до. Но около последнего врача я снова потерял сознание и упал.
Перепелицына выписали домой, на амбулаторное лечение. Запись в истории болезни — заболевание, связанное с работой по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
— Очень люблю жизнь и всегда старался выжить, — позицию, выбранную раз и навсегда в детстве, Александр с годами не сдал. — Мои лучшие боевые друзья, с которыми вместе были в Чернобыле, давно умерли. Я не сдаюсь.

Его организм с малых лет привык мобилизовываться и выживать, это помогло преодолевать и последствия радиации. Мама-колхозница, одна растившая двух дочерей и сына, с утра до ночи работала, но семья жила очень бедно.
— Ели траву, собирать шли, как только сходил снег, — вспоминает послевоенное детство Александр Сергеевич, — лакомством была макуха из подсолнечника.
Общая картина жизни в колхозе складывалась нерадостная: мужчины пьянствовали, женщины изнурительно работали. Такого для себя Александр не хотел, и еще в детстве решил: главное — семья. Рос работящим, к алкоголю и табаку не притрагивался — насмотрелся в детстве.

— С женой прожили до ее смерти душа в душу, — говорит Перепелицын, — всегда все вместе делали.
С ее легкой руки их дом постепенно превратился в оранжерею, комнатные цветы, как будто чувствуя гармонию в семье, росли как на дрожжах.
Еще одна особенность характера Перепелицына — всегда искать справедливость. Многие его земляки, с которыми вместе были в Чернобыле, стеснялись оформлять льготы. Александр Сергеевич не жалел времени и сил, чтобы добиться для друга того, что положено по закону.

Орденом Мужества, полученным в 2001-м, памятными юбилейными медалями и благодарностями от глав Тимашевского района герой гордится. Состоялись в жизни его дети, у сына и дочери крепкие семьи — по примеру родителей.
Здоровье подводит, лекарств на полке становится все больше. Но каждое утро Александр Сергеевич поливает цветы — в большом доме их под сотню, улыбается портрету жены и радуется предстоящему дню.

Ранее на сайте: Толь закапывали в могильник, родным – ни слова: Виталий Смыковский пробыл в зоне отчуждения два месяца во время армейской службы

Еще: Там пули не свистели… Когда в 1986 году стране объявили, что 26 апреля на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции случилась авария, никто и представить не мог, какими страшными будут последствия

Также по теме: Общее количество ликвидаторов достигло почти 600 тысяч человек. Чернобыль начинает уходить вглубь времени, обрастает легендами, небылицами, часто не совсем позитивными