Каждая нормальная мать способна на подвиг ради своего ребенка. При этом сама она не считает себя супергероиней.

У семьи Цукановых из Тимашевска уютный дом, небольшой бизнес и два сына. Папа Алексей, мама Юлия и дети Павел и Олег удивительно легки на подъем, хотя диагноз 14-летнего Павла — ДЦП — предполагает значительные ограничения в передвижении. Мама Юля решила иначе: образ жизни определяет не диагноз, а настрой.

Во-первых, Паша отличный мамин помощник. За младшим братом — разница в возрасте 10 лет — присматривал, когда Олегу было полгодика. Зависает компьютер или глючит телефон? Паша настроит. Убрать за собой игрушки и книги? Паша сделает без напоминания — мужчин в семье трое, маму надо беречь.

Во-вторых, ни жалеть себя, ни капризничать Паше некогда, есть занятия поинтереснее.

Собственно, дома в полном составе Цукановы бывают нечасто. Путешествуют и по России, сопровождая Павла на реабилитацию, и по миру. Выезжают и всей семьей, и неполным составом. Например, в Израиль Паша и Алексей ездили вдвоем, Юля и Олег оставались дома. Позапрошлой осенью Юля возила Пашу на курс лечения в Китай.

— Это такое приключение! Визу получили за два дня до вылета. Билеты купили до Пекина, а в Харбин нужно было добираться самостоятельно. Билеты нашли по интернету на китайском сайте, — сейчас об этом Юля рассказывала со смехом, тогда же было совсем не весело. — Деньги с карточки снялись, на электронную почту пришло письмо с иероглифами.

С китайскими таксистами кубаночка Юля объяснялась на ломаном английском и крепком русском. До клиники благополучно добрались, курс лечения прошли. Пашин словарный запас пополнился китайскими словами, а своих инструкторов настойчивый мальчик почти научил произносить звук «ж», несвойственный китайскому языку.

Когда Цукановы дома, день Паши расписан по часам. Школа — обязательно. Одни учителя приходят на дом, другие проводят уроки дистанционно. Выполнять домашние задания ученик должен при любой форме обучения. Дважды в неделю тренировки по бочча. Игра предполагает разные уровни, в зависимости от состояния здоровья. Павел Цуканов от простого продвинулся к довольно сложному, даже отца легко обыгрывает.

— В бочче в первую очередь нужно думать и разработать стратегию, — рассказывает Паша, — меня тренер ругает, если сначала делаю, а потом думаю.

Юлия с тренером согласна, стратегия прежде всего. Из стратегических же соображений неугомонная мамочка перепробовала для Павла все доступные в городе занятия.

— Пусть Паша пробует себя в разных сферах, — говорит она, — в жизни все может пригодиться.

Неплохих результатов Паша достигал и в плавании, пока бассейн не закрыли на ремонт. В расписании подростка есть и студия рукоделия. От уроков рисования в доме творчества решили отказаться, не хватает времени и сил. От японского языка подросток отказываться не хочет и при любой занятости находит время на книги о любимой Японии. Сам Павел хочет стать журналистом и блогером, из писательского марафона в интернете вылетел только по причине возраста.

Между делом папа и сын изучают английский язык, стены в доме украшены английскими словами и выражениями, их меняют по мере надобности. Рядом с английскими словами коллаж из картинок, это карта желаний. Бегающий мальчик — таким все хотят видеть Павлика. Теплица с сочной зеленью — мечта всех, большой участок земли для ее постройки уже есть.

— Не надо думать, получится или нет, — считает Юлия, — надо делать все, что в твоих силах, и тогда остальное само складывается.

Паша регулярно проходит курсы реабилитации в Таганроге и в Москве. Сейчас мама Юля планирует лечение в Индии. Финансовая сторона вопроса решается с помощью различных благотворительных фондов. За годы болезни сына Юля научилась разбираться и в медицине, и в технических средствах реабилитации, о чем подробно рассказывает мамам детей с таким же диагнозом. Ее пример убедителен — делай, что можешь, и все получится.

Напомним, секрет хорошего крепкого брака — в умении уступать друг другу

в семье Комаровых друг друга ценят, и признаваться в своих ошибках тут не стыдно