Казалось, чем логичнее всего было бы заняться успешному в прошлом спортсмену-гандболисту, мастеру спорта международного класса, игравшему в сборной СССР и России, после завершения спортивной карьеры? Например, учить других играть «по-русски»… Но после нескольких десятилетий спокойной жизни во Франции коренной тимашевец Эдуард Москаленко вернулся домой, чтобы… заняться коровами.
Несколько лет назад «ЗТ» писала, как знаменитый гандболист Эдуард Москаленко, сначала сам, а потом всей семьей, в которой жена и четверо детей, стали каждый год приезжать из французской Савойи на малую родину в поселок Советский Тимашевского района, чтобы помочь отцу и брату пахать, сеять, убирать. Потом родилась идея заняться арабскими скакунами, но этот «эксклюзив» не прижился, и Эдуард с братом Олегом, по совету отца, занялись животноводством.
Город Шантельи в провинции Савой, где Эдуард жил и играл в местном гандбольном клубе, расположен во французских Альпах. Главный бизнес на высокогорье — коровы и сыры. Стараясь перенести французские традиции животноводства на кубанскую почву, Эдуард стал большую часть года проводить в Тимашевском районе. Начал с создания дойного стада. К вопросу подошел серьезно: советовался, изучал, считал, покупал. Кандидаток искал породистых, например голштино-фризы дают много молока, но невысокой жирности, холмогорские и костромские коровы — наоборот. Монтбельярды — вообще порода сырная и очень дорогая. Ее ставший с годами настоящим знатоком КРС Эдуард решил не покупать, а воссоздать путем осеменения кубанских буренок.

Сейчас у братьев Москаленко два дойных стада. Одно на базе КФХ в Комсомольском, другое — на территории старой совхозной МТФ-3.
— Купили ее несколько лет назад и, чтобы привести развалины в более менее рабочий вид, потратили уйму сил и средств. Правда, из того, что задумано, не сделали и половины, зато там, где получилось, чистота и порядок. Из трех приведенных в порядок старых корпусов стадо из 40 фуражных коров стоит пока только в одном… Я эту ферму даже своей маленькой Францией называю, а на воротах одного их корпусов в шутку повесил герб провинции Савой.

Сейчас тандем братьев Москаленко превратился в трио. Из Франции, окончив вуз по специальности «воспроизводство и выращивание КРС», а также школу сыроваров, приехал старший сын Эдуарда Илья. Он успел поработать во Франции и пока не может удержаться от сравнений типа «там» и «тут». К примеру, по словам Москаленко-младшего, во Франции немного желающих заняться сельским хозяйством, и тем более КРС. Но к тем, что есть, относятся с трепетом. И если фермер жалуется на убытки и трудности, то местная власть, собравшись и изучив суть дела, обязательно поможет…
— Нам, конечно, хочется много и сейчас, но вперед в своем развитии мы двигаемся очень маленькими шажками. Сколько сил пришлось потратить, чтобы получить, например, разрешение продавать не пастеризованное, а сырое молоко. Первое — мертво, а у нас в России это обязательное условие при его реализации. Но только сырое молоко по-настоящему вкусно, и только из сырого можно получить настоящие сыры. Пусть оно хранится совсем немного времени, тот, кто познакомился с настоящим вкусом молока из-под коровки, никогда не вернется к магазинному, разбавленному водой, — считает Эдуард Москаленко.

Сейчас у братьев Москаленко имеется зарегистрированный товарный бренд «Фермерское натуральное молоко Москаленко». Двумя бочками каждый день его отвозят в станицы Медведовскую Тимашевского и Полтавскую Красноармейского районов. Есть и небольшой ларек на территории поселка Советского. И всюду люди стоят в очереди за «брендом». Но это, считает Эдуард, с их возможностями — капля в море. Молока на двух фермах ежедневно надаивают до 1,5 тонны, поэтому, чтобы не отдавать за бесценок скупщикам, наладили переработку: делают сметану, творог, мягкие сыры. В планах производство «французских» и «итальянских»: камамбера, дор блю, моцареллы, рикотты, гауды, пармезана…
— Если выдержим,— добавляет Эдуард Москаленко. — Каждый день с сыном встаем в три утра, ложимся не позже 9 вечера: сами доим, кормим, убираем… Непросто у нас найти, даже за хорошую зарплату, тех, кто по-настоящему работает и переживает за дело.