Не во всех сельских поселениях Тимашевского района есть музеи, которые хранят историю в снимках, документах, предметах быта — может, мало было энтузиастов, подвижников. Казачьей станице Днепровской повезло больше — хотя слово «повезло» не отражает народного порыва, который и привел к созданию этого небольшого и уникального в своем роде местного музея истории поселения.
Семейная летопись. Станичники и хуторяне ходят сюда помногу раз. А еще школьники. Кто-то пишет историю своего рода — в определенном возрасте возникает такая потребность узнать о своих корнях — и надеется найти в музее хоть какие-то данные. Для школьников нередко проводят экскурсии и уроки мужества две замечательные женщины, коренные днепровчанки, потомки древних казацких родов, когда-то осваивавших эти земли: смотритель музея Наталья Николаевна Гладких и председатель совета ветеранов Анна Васильевна Овчарова.
Каждый посетитель, всматриваясь в тексты на стендах, фотографии, документы, находит в них — бывает и неожиданно — знакомые лица, фамилии, даты. Неменьший интерес к предметам быта, которыми — и это многие днепровчане еще помнят — пользовались их бабушки. Сельский музей — он как летопись большой семьи, с уникальными документами, сохраненными каким-то чудом в смутные времена фотографиями казаков, за которыми сейчас так охотятся собиратели старины и коллекционеры. История поселения — огромный временной период, жаль только, что он сжат на стендах до предела.
Отдавали без сожаления. — Музейная история началась много лет назад, — вспоминает Анна Васильевна. — Еще в бытность председателем колхоза имени Димитрова Никишин Анатолий Андреевич отремонтировал дом культуры и выделил две комнаты под музей — и в начале 80-х ушел на другую работу, в АПК. Александр Александрович Чернышенко, который сменил его на этом посту, фактически стал инициатором сбора экспонатов, повествующих о многолетнем пути становления знаменитого колхоза и его тружениках. Объявили народу, что решено создать в станице музей. И начался сбор материалов. Надо было видеть, с каким энтузиазмом народ на это отреагировал.
Люди несли все, без сожаления: документы, письма, солдатские треугольники и даже трогательные, в больших рамках, составленные словно пазл, семейные фотографии. Но первоосновой, конечно же, стали стенды, содержащие исторические сведения, они охватывают временной период с 1886 года, с даты образования первого на днепровской земле хутора, и по сей день. Опрашивали еще помнивших былые времена стариков, по крупицам восстанавливали фамилии и даты.
Прицелились — и не ошиблись. Наталья Николаевна и Анна Васильевна соглашаются провести для нас ознакомительную экскурсию. Начинается она в первом из двух залов с самого раннего периода — заселения казаками этих территорий. Более 135 лет назад часть казаков Роговского куреня решила отделиться, семьи прицелились на нынешние земли, потому и назвали новую территорию так — прицелок Рогивский. Слово это, «прицелок», сегодня можно встретить, по-видимому, лишь в старых книгах. Да еще в этом музее. Сохранились и фамилии первых переселенцев: Харитон Кодинец с сыном Василием, Денис Левченко, Иван Чмырь, Аким Дробот, Семен Бородавка, Андрей Гарькуша, Савва Момот. Почему-то нет женских имен — видимо, это отдельная история и женщины были «при мужьях». Почти все их потомки живут сегодня в поселении.
Колхоз начинался с коммуны. Со временем построили церковь и решили преобразовать хутор в станицу Днепровскую — основали ее бывшие казаки из-за Днепра, отсюда и название. В 1913-м создали первое станичное правление.
А в марте 1918 года на Кубань пришла Советская власть — о ней повествует следующий стенд. Спорить о том, благо или беду она принесла, как это сейчас любят делать, бессмысленно, из песни слов, что называется, не выкинешь, это уже история. Тексты на стендах писались давно, и они ура-патриотические, как и было положено, с ленинскими цитатами.
Отдельный стенд в музее посвящен коммунарам, потомкам ныне живущих в поселении днепровчан.
\\ — Одними их первых на Кубани в 2018 году они создали коммуну «Всемирная дружба», — рассказывает Наталья Николаевна. — Многие ее члены были убиты белогвардейцами. И возродилась она два года спустя. Вот, смотрите, на стенде имена первых коммунаров: Федор Караух, Петр Батрак, Антон Покусенко, Анастасия Иорданова, Домна Журбенко (кстати, бабушка Натальи Николаевны — ред.), Антон Чернявский, Борис Клеткин.
Коммуна развивалась, ее работой живо интересовалось руководство страны. Просуществовала она 18 лет и была преобразована в новое формирование, получившее развитие в Советском Союзе, — колхоз. В 1953 году, после объединения четырех местных колхозов, образовалось единое хозяйство — колхоз имени Димитрова (ныне «Русь»). Болгарскому коммунисту посвящен в музее отдельный стенд.
В музее есть очень интересные документы — Государственный Акт на вечное пользование землей колхозами 1922 года (ему 100 лет!), когда коммуна преобразовывалась в колхоз, и такой же Акт 1955 года — это когда четыре местных колхоза объединились в один, им. Димитрова.
Тематические стенды — о семье Степановых, о Великой Отечественной войне. Днепровчане отдавали в музей награды, солдатские треугольники, фотографии, пробитые пулями солдатские фляжки, каски, штыки, саперные лопатки. Механизаторы несли любое обнаруженное при пахоте железо — Наталья Николаевна показывает изъеденное временем старинное стремя, его нашел ее брат. На стенде нашлось место и клинку от казачьей шашки, по предположению смотрителя, 17 века.
Тесто месили в корыте. Скажи об этом нынешним хозяйкам — они только посмеются. Семьи-то большие были, в такой вот 10-литровой макитре — деже, показывает смотритель музея, ставили опару, а замешивали тесто вот в этом потрескавшемся от времени деревянном корыте. Старинных предметов быта в музее немного, но каких! Вот что это за деревянная геометрическая фигура с ручкой? Неужели шарманка? — нет, оказывается, ручная маслобойка! Прообраз сепаратора. А кружка с замысловатой ручкой, вырезанная из цельного куска дерева, — это нечто! Наталья Николаевнауверяет, что она из скарба первых переселенцев и такого нет ни в одном музее. Глэчики (произносят именно так, через Э), макитры, скрыня (сундук невесты), макагон (наподобие ступки с деревянным пестиком, в нем толкли мак для выпечки)…
Хочется напоследок добавить: музей — это живой организм. Нельзя создать экспозицию и из года в год показывать одно и то же. Правильно делают те, кто привлекает к поисковой работе школьников: старожилов в поселении еще немало, каждый из них может вспомнить и рассказать нечто ценное. Может, найдутся еще энтузиасты и покопаются в бабушкиных сундуках и архивах и понесут в музей самое дорогое — память. Такое уже было…
Фото Н. Ларченко
Ранее на сайте: С выставки начинался тимашевский музей более полувека назад
Чай для гостей подворья Епистиньи музейные работники составляют сами