Кого называют мастером? Обычно так величают человека, достигшего высокого искусства в своем деле, вкладывающего в свой труд смекалку, творчество, делающего предметы необычные и оригинальные, а кроме того превосходно знающего свое ремесло. Именно таков тимашевец Юрий Гулыга.
Кофемолка в скороварке
— Какой я мастер, — скромничает Юрий Иванович при встрече. — Я обычный человек, который решил заняться поделками немного от скуки и отчасти — из экономии. Все мои агрегаты задумывались под конкретные задачи и обошлись мне если не бесплатно, то вдвое, а то и втрое дешевле магазинных, — рассказывает Гулыга.
На вид его самоделки неказисты, не блещут новаторским дизайном и свежими идеями, сделаны из чего бог послал, и к тому же на глазок, без чертежей, а порой даже и без набросков. Однако все скрытые достоинства проявляются в тот момент, когда их включают. Взять, например, агрегат, который сам Юрий Иванович называет «большой кофемолкой». Собранная из мотора от стиральной машинки и бывшей скороварки, она буквально за минуты превращает в пыль любой сухой продукт. По словам умельца, он специально засекал время: килограмм кофейных зерен его кофемолка превращала в пудру за две минуты, сахар — за минуту. Кстати, именно мелкодисперсность получаемого продукта и определила необходимость изъять из домашнего пользования в качестве бункера скороварку. Просто из всей имеющейся в доме посуды, объясняет Юрий, только у нее была крышка с уплотнителем, который не позволял измельчаемому продукту сильно «пылить».
Полезные самоделки
— В идеях я совсем не оригинален, все «приспособы», которые собрал, давно созданы и продаются в магазинах. Что-то подсматривал у других, что-то находилось в Интернете. Ну а то, что в конечном итоге получалось, было этаким техническим переосмыслением увиденного, соединенным в единое целое с тем, что удалось добыть или подешевле приобрести.
Вот стало хозяину в какой-то момент скучно шаркать ножом по точильному бруску — сделал ручную ножеточку. Из куска квадрат-трубы и шпилек с резьбой получился этакий мини-станок, на котором можно под любым углом заточить любое лезвие. Впрочем, в хозяйстве он уже реплика — повторение. А первый выпросил товарищ из Москвы.
Со временем изменился и расширился круг задач для заточки — родился гриндер. Так американцы назвали свою автоматическую точилку, где вместо круглого точильного камня вращается лента из наждачной бумаги. Меняешь наждачку — и пожалуйста, точи или шлифуй от ножа до топора. Тут также пошел в дело двигатель от стиралки, остальное «железо» Юрий насобирал у себя в гараже.
В какой-то момент потребовались аккуратные отверстия под стойки забора — появился самодельный бур из мощного перфоратора. Появилась нужда сварить навес во дворе и ворота, а для этого нужен аккуратно разрезанный углом металл, — был разработан отрезной станок. Стоит только прикрепить к нему «болгарку», и можно безопасно и четко резать под любым углом.
Для запрессовки подшипников из пары кусков тавра, шпилек и гидравлического домкрата создан пресс, развивающий усилия до 20 тонн. И таких мелочей в хозяйстве — великое множество.
Тракторист с задатками кинооператора
Не мог не спросить у Юрия Ивановича, кто он про профессии.
— Я электрик, работаю в Тимашевских теплосетях. А вообще после школы отучился на тракториста, затем освоил профессию экскаваторщика, причем уже через два года мог ковшом закрыть коробок спичек. Знаю работу слесаря, сварщика, техника по обслуживанию лифтов, плотника, сантехника, а еще — фотографа и видеоператора, могу работать на компьютере и даже его ремонтировать. В ноутбук не полезу, а вот любой стационарный починю и сейчас, — рассказывает Гулыга.
Как получалось освоить столько профессий? Случайно, смеется Юрий Иванович. Рассказывает, что подаренный во втором классе родителями пленочный фотоаппарат вызвал у него устойчивый интерес к фотографии, который с годами только рос и укреплялся. А во время службы в Советской Армии в группе наших войск в Германии ротный пулеметчик Гулыга за три дня освоил профессию киномеханика в гарнизонном доме офицеров.
— Когда в 90-х у нас в Тимашевске появились первые компьютеры, большой надежностью в работе они не отличались. Мне же компьютер был необходим для монтажа видеосъемки, которой тогда я тоже занимался. И вот когда меня раза три посетил мастер — понял, что разорюсь на ремонте, поэтому изучил принцип работы «компа» и освоил починку.
А еще, по словам Гулыги, он по жизни всегда был смекалистым и легким на подъем. Даже на шестом десятке лет, когда узнал, что требуется электрик широкого профиля для электрификации глухой камчатской деревушки под названием Ивашка, что расположена на берегу Тихого океана. Ему стало интересно, и на три месяца Юрий стал камчадалом, а от благодарных жителей даже получил шикарно изданную книгу об их рыбацком поселении.
Спасибо отцу
Талант — обычно дар природный, но и наследуемый тоже, предположил я, прежде чем спросить об этом Гулыгу. Юрий рассказал, что его дед потомственный усть-лабинский казак, стараясь избежать репрессий 20-х годов, вынужден был с семьей бежать в Грузию. Отец вырос там, но несмотря на то что овладел письменным и устным грузинским языком, ассимилироваться не мог. На Кубань вернулись в начале 60-х, когда Юрию было два годика. Но прежде чем обосноваться в Тимашевске, помыкались по разным городам и станицам. Иван Гулыга был прекрасным мастером краснодеревщиком, мог переплетать и восстанавливать переплеты книг, в Тимашевске освоил профессию окулировщика — специалиста по прививке глазков на декоративные растения. Впоследствии случайно попал по поезд, остался инвалидом. Однако, несмотря на все жизненные трудности, старался поддержать начинания своих двоих сыновей. Учил, если уж браться за дело, то следует самим знать и освоить его досконально. Вот Юрий и старался следовать отцовским наставлениям. А как это у него, говорит, получалось, судить людям!
Ранее на сайте: увидеть очередную новинку проката зрителям помогает фея
Напомним, лучше всех «цыганочку» танцует 94-летняя днепровчанка Нина Дуракова