Давно отгремела война и затянулись раны, все меньше остается ветеранов из поколения победителей, они уходят в вечность. Подросло новое поколение, которое знает о войне по рассказам дедов и о времени оккупации Кубани, населенных пунктов Тимашевского района — от тех, кто пережил и выжил в это страшное время. Тимашевская земля стонала под вражеским сапогом 190 дней — очевидцы не забыли, как это было…
О проекте — от архивистов. 22 июня в пресс-центре «Кубанских новостей» состоялся брифинг с участием руководителей ГКУ «Крайгосархив» Станислава Темирова и ГКУ «Центр документации» Наталии Поповой. Говорили о федеральном проекте «Без срока давности», инициированном «Поисковым движением России» в 2018 году при содействии многих федеральных структур, и участии в нем Краснодарского края. Расследование зверств фашистов на нашей земле, истребления мирного гражданского населения — продолжается, потому что преступления против человечности не имеют срока давности.

Несколько тысяч документов прочитали, изучили, оцифровали архивисты, проделав поистине титаническую работу. В том числе материалы Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний фашистов на Кубани, она была создана 29 апреля 1943 года; более 10 тысяч комиссий в городах и районах края скрупулезно собирали документы о зверствах нацистов — тысячи документов. Более 60 тысяч погибших, почти 32 тысячи человек угнанного в рабство мирного населения из городов и районов края (kubgosarhiv.ru).
Уже в июле 1943-го в Краснодаре прошел первый в СССР судебный процесс по делу о зверствах захватчиков и их пособников на территории нашего края (стало известно о массовом применении «душегубок», мобильных газовых камер, о зверских приспособлениях для пыток и др.). Обвиняемых было одиннадцать человек (десять из них служили карателями в «зондеркоманде СС-10 А», которая зверствовала на территории края), восьмерых военный трибунал приговорил к смертной казни через повешение, троих — к ссылке на каторжные работы сроком на двадцать лет.
А бои на Кубани еще шли…
И вот 23 тома архивных документов (каждый том посвящен одной оккупированной территории) о фактах зверства гитлеровцев и их пособников на территории Советского Союза в стадии завершения, презентация состоится в Москве предположительно в ноябре этого года.

Трагические цифры. Потери мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны: на оккупированной территории СССР оказалось свыше 84,8 млн мирных жителей, практически 44% населения СССР. 13 684 692 человека уничтожены, в том числе 11 520 379 — на оккупированной территории, остальные 2 164 313 человек погибли в изгнании на принудительных работах — 40% от общего количества угнанных советских граждан (безсрокадавности.рф).

Свидетельства, акты, протоколы… Материалы по Краснодарскому краю включены в седьмой том издания, титаническая работа на первом этапе завершена, в сборнике 226 документов: акты, протоколы опроса свидетелей, обвинительные приговоры, фотографии и так далее — о женщинах, стариках, детях, военнопленных, замученных, убитых, повешенных, угнанных в неволю, заморенных голодом и холодом. Документов было очень много, за каждым такая боль, что, по словам работников архивов, читать их без слез было невозможно. Часть из них публиковалась фрагментарно в разных изданиях, но есть и неизвестные. В седьмой том включена информация по 120 населенным пунктам 49 районов края. Руководитель ГКУ «Государственный архив Краснодарского края» Станислав Григорьевич Темиров в телефонной беседе с корреспондентом газеты «Знамя труда» подтвердил, что в седьмом томе, который уже находится в процессе верстки в Москве, есть также несколько документов из Тимашевского района. Но он пока не вправе говорить, каких именно.

Но мы-то знаем и помним… Почти в каждом хуторе, станице Тимашевского района, где находились оккупанты, происходили эти страшные события: казни, издевательства, грабежи, насилие… Многие факты задокументированы. О том, что творили фашисты на тимашевской земле, есть документы в музее семьи Степановых. Воспоминания очевидцев тех страшных лет публиковала и «Знаменка». 75 стариков, женщин и детей еврейской национальности были расстреляны в августе 1942 года в колхозе «Политотделец» (Днепровское поселение), тела сброшены в силосную яму — об этом, если документ и свидетельства очевидцев войдут в седьмой том сборника, узнает вся страна. О зверствах фашистов в Роговской, в других станицах и на хуторах, замученных, расстрелянных, повешенных теперь можно узнать только из документов-воспоминаний.
Ни один факт злодеяний не должен быть забыт — к поисковому движению сегодня может присоединиться каждое поселение Тимашевского района и составить свою Книгу памяти жертв фашизма. Вспомните пронзительные строки: «Эта память — верьте, люди, всей земле нужна. Если мы войну забудем, вновь придет война»…

Для справки. Архивные документы, полевые работы, просветительские акции и научные конференции — все это проект «Без срока давности», направленный на сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения СССР — жертвах военных преступлений нацистов и их пособников. Его задача рассказать о том, что у нацизма не было обратной, «светлой» стороны: мирные жители оккупированных территорий подвергались массовому геноциду. Согласно идеологии национал-социализма, жители нашей страны, как и других захваченных нацистами государств, были обречены на уничтожение. В рамках проекта проводятся поисковые и разведывательные работы в местах массовых захоронений мирных жителей, идет выявление и рассекречивание новых архивных документов (безсрокадавности.рф).

Кубанские архивисты продолжат работу над проектом «Без срока давности», большая часть документов не вошла в нынешнее издание. К концу года «Крайгосархив» планирует разместить на своем сайте kubgosarhiv.ru часть архивных документов по означенной теме. Жителей Кубани приглашают приносить в ведомство документы, фотографии, письма с фронта и др. (350058, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 151-а, email: gakk@adm.krasnodar.ru, тел. 8(861) 233-13-24, 233-89-70).

Ранее на сайте: Как добровольцы из станицы Тимашевской уходили на фронт

Если раненый был безнадежен, медсестры никогда его не оставляли