Среди работ современных мастериц, вышивающих нитками, лентами, бисером, эта картина «Всадница», скорее всего, не покажется неким шедевром, но Алина Рабаданова, хранящая ее в своем доме, не променяет ни на какую другую. А ценность этой вышивки в том, что сделана она руками ее мамы Веры Яковлевны, когда самой Алины и в помине еще не было.

Шел 1951 год, Вера училась тогда в 7 классе донецкой женской школы. Ее папа, шахтер, получил новую двухкомнатную квартиру. Мебели, считай, вообще не было, стены тоже голые — уюта никакого. Девушке понравилась висевшая у соседей картина с изображением всадницы, вышитая крестом, и решила она сделать такую же, чтобы повесить в своем доме.
В те годы продавались готовые бумажные схемы для вышивальщиц, но именно такой картины не было, рисунок пришлось самой перенести на кусок канвы и потом всю зиму, высчитывая каждый квадратик, стежок за стежком, вышивать картину. Сколько кропотливого труда, усердия, терпения вложила она в эту работу!

Подобрать в магазинах нужные цвета и оттенки мулине было нереально, приходилось меняться с другими рукодельницами. К весне работу удалось закончить и она заняла самое почетное место в квартире.
В Тимашевск «Всадница» приехала в начале 60-х вместе с Вериным приданым: железной кроватью, шифоньером и ламповым телевизором с маленьким экраном, смотреть который долгое время ходила вся округа. Считай, до двухтысячных висела картина в доме на видном месте, а потом, после неудачной попытки покрасить раму, ее упрятали в шкаф.

В прошлом году Веры Яковлевны не стало. Каждая вещь, сделанная ее руками, обрела для родных какой-то особый смысл, и вполне естественно, что «Всадницу» достали из шкафа. Встал вопрос о ее дальнейшей судьбе.
— Несмотря на то что ткань от времени ветшает, сама картина для нашей семьи с годами становится все дороже, — говорит Алина Рабаданова. — Чтобы продлить ей жизнь, отдали в багетную мастерскую, там закрепили ее на прочную основу и поместили в красивую раму. Мы решили, что эта семейная реликвия должна, как прежде, висеть на стене в память о нашей маме.

Кстати, в послевоенное время не всегда можно было раздобыть канву, поэтому мастерицы использовали кусок обычной белой ткани, на которую наносили рисунок, но потом надо было разбить его на клетки, для этого использовался особый прием — из ткани выдергивалась каждая энная нитка, как по вертикали, так и по горизонтали. Получалась своеобразная сетка, в отверстия которой вышивальщицы и продевали иглу с цветной нитью (мулине).

От редакции
Старинные часы с боем, статуэтка, каких уже давно не встретишь в магазинах, пузатый самовар, за которым собиралось некогда огромное семейство, — эти вещи сегодня, скорее всего, не имеют особой материальной ценности и зачастую не используются уже хозяевами по прямому назначению, но заботливо хранятся десятилетиями. Все дело в том, что с ними связаны самые теплые воспоминания о каких-то важных событиях или дорогих сердцу людях, которых нет уже рядом. Эти полумузейные экспонаты принято называть семейными реликвиями. Если и в вашей семье есть своя реликвия, напишите о ней и, по возможности, с фотоснимком пришлите к нам в редакцию. Пусть о них узнают земляки. Ведь реликвия — это не то, что спрятано от всех, это часть нашей большой истории, которую мы не должны забывать. admin@zttim.ru

Еще о семейной реликвии: Ключ от «времени» свекор вручил мне

Папа снимал на трофейный Voigtländer, который привез с войны