Если кто-то думает, что школьная литература скучна и далека от современной жизни, то это точно не ученики Натальи Поповой из городской школы № 11.

Проверять тетради и проводить уроки Наталья полюбила даже раньше, чем сама пошла в школу. Первыми «учениками» были куклы. Им Наталья мастерила тетради, которые затем сама же «проверяла» и ставила отличные отметки. Мама-воспитатель к серьезным играм дочери относилась с уважением.

— Дома было много книг, — рассказывает Наталья, — мама всегда читала и меня научила читать достаточно рано.

Во втором классе Наталья приняла твердое решение стать учителем, а в средних классах это решение помогла утвердить учительница русского языка Татьяна Нарышкина. После окончания школы Наталья поступила на заочное отделение Кубанского госуниверситета, работала в родной школе лаборантом. Через полтора года стала преподавателем и приняла классное руководство в 6 классе.

— Разница между мной и учениками составляла семь лет, — рассказывает Наталья Анатольевна, — но проблем с дисциплиной на моих уроках не было ни разу.

Причина проста, надо любить детей и быть авторитетом для них.

— Если взрослый учит, как жить правильно, а сам живет вразрез, то его наставлений никто не будет слушать, — продолжает Наталья Анатольевна, — лучший способ научить чему-то — личный пример.

Она с уважением относится к мнению учеников, но любую точку зрения требует обосновать.

— На уроках русского мы постоянно повторяем пройденное, — делится преподаватель, — учу в каждом слове видеть орфограммы, работать со справочными материалами. На зубрежке далеко не уедешь.

Вдохновить, убедить, создать рабочую атмосферу — и потом радоваться заслуженному успеху. При таком подходе даже явный технарь сумеет сдать ЕГЭ на достойное количество баллов.

В ее практике бывали случаи, когда ученик откровенно не хотел напрягаться и готовиться к экзамену вообще. Много сложных заданий Наталья Анатольевна разбила на порции, которые оказались вполне доступными для ученика. Результатом — более 70 баллов — доволен и сам ученик, который сумел побороть собственную лень, и преподаватель.

Литература в изложении Натальи Анатольевны для учеников — сплошь жизненные ситуации, в которых героям непросто разобраться и на которых мы можем чему-то научиться.

— Когда читали «Мастера и Маргариту», девочки рассуждали, — продолжает Наталья Анатольевна, — права ли Маргарита в отношениях с мужем. Причем каждая допускала, что мнение может поменяться уже через пару лет.

Литература также не стоит на месте, но развивается и дает пищу для размышлений, если уметь правильно прочитать произведение, уверена педагог. Ученики Натальи Анатольевны умеют анализировать, думать, отличаются широтой мышления. И как следствие — добиваются поставленных целей, занимают высокие должности, реализовываются в жизни. В этом году ее выпускница Мария Муренькая сдала ЕГЭ на 100 баллов — отличный старт для дальнейшей учебы.

— Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя, — повторяет Наталья Анатольевна, — успехам детей радуюсь больше, чем своим.

Достижения педагога отмечены грамотой Министерства просвещения РФ и высшей квалификационной категорией. Она совмещает преподавание с должностью замдиректора по воспитательной работе. В плотном графике непременно найдется минутка-другая, чтобы поговорить с учениками про жизнь — самая важная часть работы педагога.

Напомним, Преподавание для Елены Попсуевич единственное, чему стоит отдать свою жизнь

Не оставить профессию в 90-е годы педагогу помогла любовь к детям