30 лет тому назад, в декабре 1991 года, в Беловежской Пуще было подписано соглашение о прекращении существования СССР и создании Содружества независимых государств. Это случилось 8 декабря, а 25-го Михаил Горбачев объявил, что он больше не президент Советского Союза. Началась новая эпоха и жизнь по новым рыночным правилам, к которым мало кто оказался готов. Процесс становления нового государства сопровождался развалом предприятий, массовой потерей работы, обесцениванием рубля, переделом собственности, ростом числа организованных преступных группировок. Невыплата зарплаты или выплата ее производимыми на заводе изделиями стала обычным явлением. Многие из тех, кто пережил плохие девяностые, постарались поскорее о них забыть — настолько тяжело было. Теперь только по старым фотографиям и можно узнать, как на самом деле все происходило.

Купи кусочек Родины

После распада СССР в России началась ваучерная приватизация. Подлежащие приватизации активы страны оценили и поделили на всех, так что каждому причитался кусочек Родины в виде приватизационных чеков, выдачу которых начал Сбербанк. Простые граждане не особенно представляли, что с этими ваучерами делать. Кто-то сразу же продал — человек с табличкой «Куплю золото, ваучеры, доллары» в начале 90-х был обычным явлением в местах массового скопления людей. Приобретали их у граждан задешево, совсем не по номиналу. Поэтому многие, чтобы не продешевить, вложились в чековые инвестиционные фонды, скупавшие за чеки акции приватизируемых предприятий. «Инвесторам» обещали прибыль, которой они так и не дождались. А сами фонды позже куда-то исчезли.

Таким образом, от приватизации выиграли разве что большие начальники, скупавшие акции у стремительно нищающего населения и вскоре ставшие единовластными владельцами «заводов, газет, пароходов».

Тимашевский рынок, начало 90-х. «куплю$, золото, ваучеры» гласит табличка на груди у торговца

Ножки Буша

Дефицит товаров, очереди, талоны — это признаки не только позднего СССР, но и времени после его распада. Даже имея деньги, нельзя было свободно купить самые обычные товары. Дефицит в универмагах «выбрасывали» редко, и за ним сразу же выстраивалась громадная очередь, больше похожая на давку у прилавка.

Продуктовые магазины встречали пустыми полками. Людям, заставшим эпоху продуктового дефицита, почему-то лучше всего запомнились трехлитровые баллоны с березовым соком — единственное, что всегда было в наличии. В какой-то, видимо, особенно голодный год в профкоме одного из медведовских колхозов детям работников к Новому году выдали кульки, в которых было два яблока и шоколадная плитка «Привет!». Однако селянам все равно было полегче. Они могли питаться со своего подворья, держали кур, уток или откармливали поросенка. Горожанам же купить то же самое мясо зачастую было просто негде. Это сейчас птицеводы страны с лихвой удовлетворяют спрос россиян на мясо птицы. А в начале 90-х даже куриные окорочка поставляли из-за границы. В народе их нарекли «ножками Буша», потому что торговое соглашение о поставке замороженных куриных окорочков еще в 1990 году подписали Михаил Горбачев и президент США Джордж Буш-старший.

Горячий июль 93-го

К лету 1993 года денежная масса в стране выросла до критических размеров. Деньги носили разве что не в мешках. В обращении были и старые советские денежные знаки, и купюры нового образца. Поэтому решено было оставить в наличном обороте лишь новые российские банкноты. Старые при этом превращались в никому не нужные бумажки.

Об изъятии из обращения советских дензнаков сообщили в одночасье, и началась настоящая паника.

В банках старые деньги меняли на новые, но по месту прописки и сумма была лимитирована. Период обмена также был ограничен. На дворе стоял июль, период отпусков, многие находились вне дома и не могли обменять валюту СССР на российские рубли. Люди бросились тратить средства в магазинах, где скупали золото, видео- и аудиотехнику, чтобы только сбыть наличность, которая вскоре стала не дороже фантиков.

Развал

В новых рыночных условиях многим предприятиям просто не нашлось места. Развал сопровождался потерей работы, и соотечественники массово шли в предприниматели, а то и в бандиты. Кончилась советская власть, и новое правительство взяло курс на ускоренную ликвидацию колхозов и совхозов. Их надо было переводить в другие организационные формы — акционерные общества (АО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО). Выжили в новых реалиях не все. В нашем районе не стало «Красной звезды», «Кубанца», «40 лет Октября», «Красносельского», других предприятий. Тем, кто остался на плаву, во многом помогли ранее построенные в рамках реализации проекта АПК «Кубань» перерабатывающие цеха. Они давали возможность протянуть до нового урожая и не отдавать за бесценок сельскохозяйственную продукцию, а пускать ее в переработку и реализовывать более выгодно. Позже, когда агробизнес по-новому начал масштабную оптимизацию, многие вспомогательные производства закрыли. А на территории района начали то там, то здесь появляться заброшенные здания ферм, бригад, цехов. Есть они кое-где и сейчас, но в большинстве своем их взяли на баланс, подлатали и перестроили хозяева новой эпохи — фермеры.

Заброшенная ферма в Незаймановском поселении

Ранее на сайте: мошенниками и экстремистами суд Краснодара признал «СССРовцев»

Напомним, как проходило последнее десятилетие в составе СССР для советских школьников