И верится, и не верится. Верится в каких-нибудь непрофессиональных энтузиастов, но не верится в государственную кампанию. В первом случае общероссийского масштаба проката ожидать вряд ли стоит. Максимум — классные часы в школах, участие в каком-нибудь кинофестивале. Через пару лет маленькую работу о большом человеке наверняка забудут и не смогут найти ни в Интернете, ни уж тем более увидеть по ТВ. Тема забудется, и вопрос сохранения памяти о кубанской крестьянке, матери-героине Епистинии Федоровне Степановой перед общественностью вновь встанет ребром.

…В конце 2021 года я обратился в Министерство культуры. Просил обратить внимание киношной общественности страны на тот факт, что в современной России даже не предпринято попыток увековечить имя кубанской матери-героини на экранах страны. Пока что мир знает только о документальной хронике, выпущенной в 1966 году советскими режиссерами Борисом Карповым и Павлом Русановым. 28 минут киноповести — это все, чем смогла отблагодарить Родина солдатскую мать за жертву, которую она принесла Родине в трудную годину, — девятерых своих сынов? Пока еще живы и ходят среди нас родственники Епистинии Федоровны — внуки и правнуки. Пока еще живы люди, создававшие в 1970-е музей семьи Степановых и собиравшие историю бабушки Пести по крупицам. Пока еще они живы и могут из первых уст многое рассказать о жизни и быте Степановых.

История кубанской крестьянки Епистинии Степановой — это монография жизни царской и советской России, кубанского казачества, любви к Отечеству и семье. Это подлинная русскость человека, его основа, стержень, «зерно» русской идеи» (как писал Виктор Конов в книге «Епистиния Степанова»). Материнство, вера, патриотизм, труд — вот чем она жила свои 87 лет. В бабушке Песте сосредоточилась вся боль страны — ее потери, приобретения, радости и печали. Степанова была сердцем Советского Союза. Ее любили и уважали все, от мала до велика. Пережившая смерть своих детей, Епистиния Федоровна не очерствела к людям. Она, наоборот, стала символом чего-то незыблемого, прочного, родного.

Впрочем, из федерального минкульта пришел ответ, судя по которому можно предположить, что меня либо не поняли, либо притворились. Пишут о том, что обратился я с вопросом оказания финансовой господдержки производства фильма о Великой Отечественной войне. И расписали, как получить это финансирование. Особо отметили, что тема патриотизма и подвига наших соотечественников является одним из приоритетных направлений деятельности ведомства. И далее — указали на то, что при создании фильма военно-исторической тематики с государственным финансированием организация кинематографии обязана привлекать исторических консультантов из специализированных организаций.

В общем, просьба, уверен, многих соотечественников о создании фильма про жизнь и подвиг кубанской крестьянки осталась незамеченной. Уверен, минкульт мог бы предложить данную инициативу какой-нибудь кинокомпании. И коммерции приятно — заработок, и отечественная киноиндустрия встала бы на новый уровень патриотического развития, и общественность бы взбудоражилась пронзительностью и искренностью. А снять бы получилось именно так. В России умеют снимать хорошие исторические картины: «А зори здесь тихие», «Битва за Севастополь» и другие. Неплохо было бы среди них видеть и полнометражный художественный фильм о Епистинии. Но важно понять: работать над ним надо уже сейчас! Потом историческая фактология может скрыться за пеленой вымысла и картина может приобрести совершенно иную интерпретацию…

Автор: Виталий КАРНАУХ.

Ранее на сайте: Солдатская Мать, потерявшая всех сыновей, веру сохранила

История самого известного в Тимашевске монумента — памятника солдатской Матери