Тамара Михайловна Константинова — труженица тыла, дитя войны, ветеран труда, рукодельница и просто замечательная женщина. Родилась на хуторе Тополи Тимашевского района. В прошлом году отпраздновала 90-летний юбилей.
Отец Булат Михаил Иванович работал в колхозе в ревизионной комиссии, впоследствии — судьей. Мать Прасковья Федоровна была поваром в детских яслях. В семье было девять детей, Тамара — младшая, по-мальчишески бойкая и смелая. Училась в школе, а летом пасла коров.

Когда началась война, ей было 11 лет. Отец и старший брат в первые же дни войны были отправлены на фронт. О брате не было вестей, и только в конце войны узнали, что он погиб. А отца привезли, израненного, из госпиталя домой, где он вскоре умер. Мама осталась одна с детьми, работала на огороде, выращивала овощи, чтобы как-то прокормить семью.
Наша армия отступала. На хутор пришел 130-й полк, рыли окопы. Мать Тамары готовила им еду (постный борщ, кукурузную кашу, вареную свеклу), Тамара относила ее солдатам и помогала рыть окопы. Они за это давали ей четвертинку хлеба. Работала на ферме телятницей.

В 42-м пришли немцы. На постое у них было двое. Они заняли дальнюю комнату, а семья ютилась в первой проходной комнате, да еще корова в сенках. А дядя Вася, колхозный учетчик и их сосед, оказывается, был связным у партизан. Он передавал Тамаре записки, которые она доставляла в определенное место, переплыв через речку, пряча записку в волосах. Самое страшное было, когда маму и еще одну сельчанку по доносу старосты увезли вечером на бричке в Медведовскую, чтобы утром повесить. Староста, злобно смеясь, тогда сказал: «Приезжайте утром в Медведовскую, посмотрите, как они болтаются».
Бессонная, скорбная ночь, рассвет еще не наступил, шорох у двери, и в хату вползает мокрая, грязная, обессиленная мать. Их не довезли до Медведовской. Разогнали лошадь и на полной скорости за руки-за ноги выбросили в балку. Побоялся, видно, староста расправы. И мать ночью ползком добралась до дома.

Дядя Вася сказал, что наши наступают и ночью нужно вынести автоматы из комнаты немцев. Стучаться не будут, чтобы их не всполошить, поскребут в стекло. Тамара с бьющимся сердцем тихонько зашла к немцам, схватила автоматы и выскочила к нашим. Солдаты взяли безоружных немцев.

После освобождения Медведовской и хуторов стал восстанавливаться колхоз «20 лет Октября». Тамара продолжала учиться в школе. Ее избрали секретарем комсомольской организации школы № 6. Ездила на семинар в Сочи в платье из солдатского белья, покрашенного чернилами. Летом продолжала работать в колхозе. В 1946-м на общем собрании председатель колхоза «20 лет Октября» Цвень Трофим Дмитриевич торжественно вручил ей, шестнадцатилетней, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

В 1947 году окончила семилетку, работала в колхозе разнорабочей, потом определили в прицепщики. Научилась водить трактор — и пока тракторист отдыхал, разрешал нарезать полосу туда и обратно. В 1949-м колхоз направил Тамару в Ейск учиться на ветеринара. По окончании работала ветеринаром. В этом же году вышла замуж, переехали в Тимашевск. В семье родились двое сыновей. Работала в откормсовхозе и на откормбазе, на хладобойне — до выхода на пенсию в 1985 году.

Живет Тамара Михайловна в мкр. сахзавода города Тимашевска. Сыновья помогают, навещают внуки и правнуки. Уютная комната заполнена связанными ею ковриками, салфетками. Здоровье позволяет участвовать в мероприятиях райсовета ветеранов, в патриотическом воспитании молодежи и школьников — охотно делится воспоминаниями своего, можно сказать, героического детства.

Автор Светлана Ионова, пресс-группа Тимашевского райсовета ветеранов

Больше о земляках читайте на сайте: Людмила Леонидовна Кочколда в ШЧ-9 проработала 38 лет электромехаником ж/д связи, производила регулировку селекторов для всех участков дистанции

Трижды орденоносец, труженик тыла Григорий Жмак отметил юбилей

После окончания семилетки Вера Захаровна Филоненко пошла работать в колхоз дояркой и работала там с начала войны