Деньги из камня

Так повелось, что в государстве Микронезия — крохотной цепи островов посреди бушующего океана — в культуре и по сей день расплачиваться деньгами из настоящего камня, причем весить они могут до 500 кг и больше. Чем тяжелее — тем ценнее.
Своего известняка на островах нет: островитяне добывали монолиты на Палау, в другой микростране. Будущие деньги обтачивались из камней вулканической породы до круглого состояния, а для того чтобы было их легче транспортировать, в них делали дырки посредине.
Лодки, прибывающие домой с драгоценным грузом, встречали всем населением. Вожди забирали самые большие «монеты» себе и назначали за них цену. Из тех, что поменьше, также забирали пятую часть, остальное доставалось добытчику.

До сих пор на острове Яп существует единственный в мире открытый банк круглых монет. Они выставлены по окружности и рядом прямо на улице. Их владельцы менялись и меняются до сих пор, но сами деньги никто не трогает — их попросту не поднять, да и незачем: все тут друг друга знают.
В старые времена каменные деньги использовались для всей торговли, а теперь — только для важных покупок и подарков. Удивительно, как сквозь годы сохранили эту прекрасную традицию. Вывоз реликвий запрещен, и иностранец не может быть владельцем монет. Никто за всю историю не украл ни одной деньги.

Дом на курьих ножках

Мои путешествия привели меня в республику Нигер в Центральной Африке. Ее не надо путать с Нигерией — это два разных государства. В тот день мы отправились далеко за город, на Восток. В путеводителях эти земли были отмечены красным цветом — это четко означало одно: «сюда нельзя». Но здесь находятся особые деревни с домами, напоминающими «курьи ножки» из сказок.

…Мы ехали уже назад, когда одна за другой нам стали показываться деревни скотоводов. Эти люди живут обособленно и от городских, и от деревенских. Мужчины работают в поле и со скотом, женщины заботятся о быте и добывают питьевую воду, тратя до семидесяти процентов светового дня на эти цели, чтобы сготовить на ней нехитрую еду и напоить семью. Дети «гоняют колеса» — к любой кастрюле привязывается проволока, так, чтобы посудина вращалась, и гоняют ее по пыльным дорогам — и попрошайничают в алюминиевую миску. Все, что угодно туда. Но обычно — пусто. Тут нет ничего.
Я пошел к тем самым «сказочным» домам. Много снимков сделал, вдруг слышу крик друга Сани, обернулся и увидел, что около сотни туземцев бегут к нашей машине. Причем — бегут… тихо. Подростки, мамаши с младенцами, старики и дети.
Успеваю запрыгнуть в транспорт, улыбаюсь им, чтобы сгладить неловкость, как вдруг они начинают со всей силы по машине бить ладонями и мисками. Мы газанули. В недоумении смотрю на водителя:

— Что это было? Почему?
— Вы — чужаки. Хорошо, что успели.
И замолчал. Все было понятно и так. Оставшиеся два часа мы ехали молча.

Король-людоед

И снова о ЦАР — Центрально-Африканской республике. Не могу не рассказать вам про их главную достопримечательность — одного из самых необычных правителей в мире. Президент, а потом — император Бокасса начудил много вещей. В одной из беднейших стран мира его двор и он сам шиковали наравне с европейскими монархами — золото, слуги, званые ужины, развлечения. Он правил страной почти 14 лет, и никто его не мог остановить. Мировые лидеры молчали. Даже бывшие хозяева ЦАР — французы — принимали его во дворе взамен за влияние в самом центре Африки и доступ к природным ресурсам. Брежнев с удовольствием общался и даже объявил его другом нации.
Любые формы сопротивления жестоко подавлялись. Однажды сумасшедшему монарху в голову пришло ввести школьную форму, которая была не по карману 95% населения. Протесты детей были подавлены силой. 100 школьников уничтожены, причем 30 из них лично переехал грузовиком пьяный правитель.

Но самая жуткая часть — это его гастрономические предпочтения. Главное блюдо любого пира было всегда обозначено как «сахарная свинина». Бокасса лакомился человечиной на протяжении всей своей жизни. Причем особое увлечение было в поедании самых лучших — ученых, врачей, артистов. Людоед верил, что ему переходят их сверхспособности.
А затем был государственный переворот. Поразительный факт — никто не арестовал Бокассу, и тот уехал в изгнание. Заочный суд в стране признал его виновным во всех преступлениях и каннибализме, приговорив к смерти. Однако бывший правитель… вернулся в ЦАР! И почти сумел убедить суд в том, что он невиновен. Не получилось — его все же посадили в тюрьму.

Мужики-постирушки

В городе Абиджане страны Кот Д’Ивуар, что в Западной Африке, есть местная достопримечательностью — мужики, стирающие горы белья на заказ. В мутных коричневых водах на отмели установлены огромные машинные шины, которые используются в качестве стиральных досок. С силой о них мылится и «полоскается» белье, затем складывается в тюки, и носильщики уносят к месту сушки, обычно — на траве неподалеку. Этой, очевидно, крайне тяжелой работой занимаются только парни в расцвете сил.

Любопытный факт — стать «фанико» (в дословном переводе — «прачка») не так и просто. Для этого надо отстоять очередь в списках несколько лет и три года работать бесплатно, «обучаясь», чтобы получить звание мастера. Каждое утро фанико обходят дома и собирают одежду на стирку. Стоит очень дешево, $0,05/штука. Особое искусство — не потерять ни одной вещи, не спутать, ведь никаких бирок не делается, по баулам и все на память.

Отработай жену

Семьи в Чаде — огромной пустынной стране в песках северо-центральной Африки — это главное. Мусульманская африканская страна придерживается многовековых традиций, однако на практике все довольно вольное и с исламом имеет разве что формальные соприкосновения. Принятые здесь браки происходят в тесном кругу ближайшего окружения — считается, что взять в жены родственницу гораздо лучше, дети знакомы с самого детства и знают все друг о друге. Это, конечно, оборачивается близкородственными скрещиваниями. Однако чадцы верят, что в этом и есть смысл «домашнего очага», и живут большими кланами-«семьями», часто кочуя по пустыне. Все девушки 13—14 лет замужем без исключения. Иначе — «испорченная», говорят. Невероятно, но здесь будущая невеста платит семье жениха за замужество! После этого — обряд помолвки.

Потом происходит самый любопытный факт. Девушка идет жить в будущую семью мужа, но ровно через 90 дней она возвращается назад в отчий дом. Туда же заселяется и будущий жених, который обязан три года отрабатывать жену. Минимальный рабочий «пакет» — построить хижину будущей теще, работать в поле, по дому, и он не имеет права отказаться ни от чего, иначе изгоняется с большим позором.

Если выдержал — забирай свою невесту. Свадьба проходит во время сбора урожая с полей, там, где что-то может расти вне пустыни. Шумно, бурно, всем «кланом», который живет рядом, порой до 500 человек. Именно с этого момента они муж и жена, а мужчина имеет право начать… выбор новой жены! Вы не ослышались. Многоженство разрешено, и чаще всего мужчина выбирает… сестру жены.

Обмен детьми

Так происходит в некоторых племенах Папуа — Новая Гвинея. Ни один ребенок островитян в здешних землях не воспитывается родными родителями. Еще только забеременев, будущие родители ищут другую пару в положении из своего или соседнего племени — и договариваются о будущем обмене. Совершая это, туземцы верят, что, породнившись, они будут жить в гармонии, без войн и бытовых склок.
Едва только родившись, ребенок передается отцу приемного семейства. Отдельно — его пуповина, которую новый папа носит на верхней части руки, завернув в лист растения, как браслет. Через некоторое время «украшение» само отваливается, и это знак, что приемный малыш отныне стал родным.
Обмен детьми имеет длинные связи в культуре, действительно предотвращает междоусобные войны и избегает близкородственного скрещивания внутри племен. Дети вырастают здоровыми и почитают приемную семью как свою. Никто из них даже не пытается узнать о настоящих родителях, это не имеет значения.

Ну, и у соседей — не соскучишься. На островах папуасов, что уже ближе к Соломоновым, в родах активное участие принимает отец. В момент схваток женщина обязана одна уйти в лес, и рожает на корточках в абсолютном молчании. В это время отец, оставшись дома, имитирует роды: громко стонет, кричит на всю деревню, катается от «боли». Зачем? Это, по поверьям, помогает родить женщине в лесу.

Другое детство

Практически на всем «черном» континенте невыносимые условия для детей. Они не учатся в школах, изредка заканчивая два-три класса. В Конго дети работают на алмазных шахтах, порой на выживание. В Сенегале подростки ныряют на дно соляного озера, вытаскивая на поверхность неподъемные ведра соли, пока их кожа растворяется в тягучей концентрированной воде. В республике Мали похожий труд по добыче песка со дна реки обуславливает смертность парней к 30 годам.
В той же Мали и на территории Мавритании дети до сих пор продаются в рабство или идут туда по своей воле. Иначе их семьям не выжить.
Наконец, в Гане почти половина мальчишек от 5 до 14 лет занята на полях по 14—16 часов в день.
Когда слышу жалобы наших детей на не купленный в подарок новый телефон, то всегда вспоминаю тощих детишек с темной кожей и большим животом из-за находящихся там микробов. Их везение в другом — чтобы просто выжить.

Читайте также из записок путешественника Михаила Зарубина: Где на завтрак подают суп из собаки и хлеб с запахом плесени

Где холостяцкую жизнь выбивают палками и на каком этапе рушится треть будущих браков

Где красота мужчины оценивается по величине его живота и какой народ самый зловещий на земле