На фронте воевали два моих прадеда — Иван и Петр Махно, горжусь обоими, но душа больше болит за Петра. И вот почему…
Махно Петр Григорьевич, рядовой, был призван в ряды Красной Армии в феврале 1940 года Хасавюртовским РВК Дагестанской АССР. Участвовал в Сталинградской битве.
В 1943 году приехавший домой после ранения сосед моей прапрабабушки Натальи Кондратьевны сказал: «Тетя Наташа, дядя Гриша, нет больше вашего Петра. Я его сам лично похоронил под Сталинградом»…
Как оказалось позже, на самом деле Петр был тяжело ранен, контужен. Его товарищ, думая, что Петр убит, присыпал его мерзлой землей вперемешку со снегом. А что еще можно было сделать в условиях боя?
Петра в бессознательном состоянии немцы взяли в плен. Прадед три раза пытался бежать из концлагеря, но фашисты догоняли, травили и рвали собаками. В плену Петр Григорьевич потерял ногу. Но все-таки ему удалось бежать и прорваться к нашим. Казалось бы, все, но нет…
За то, что попал в плен, был осужден по ст. 58-1 п.б «Измена Родине» на 10 лет тюрьмы, лишен всех наград. Самым обидным было слышать от «особиста»: «Раз попал в плен — значит предатель! Надо было застрелиться!». Но ведь не сдался добровольно! Фашисты взяли его без сознания… Отчаяние, бессилие и боль… В 1954 году вернулся домой в родной Хасавюрт. Мама так и не узнала, что он жив. Остались только отец Григорий Никифорович, сестра Александра. Какое-то время он жил дома, а потом уехал. Есть предположение, что он женился на Кубани. О дальнейшей судьбе нам не известно.
На портале «Память народа» есть сведения, что Махно Петр Григорьевич был осужден.

Я хочу восстановить доброе имя деда, узнать, где и как воевал, какие были у него награды. Считаю, что нельзя было судить человека, взятого в плен беспомощным.
Мы с мамой отправили запросы в Главную военную прокуратуру, Центральный архив Министерства обороны, Главный информационно-аналитический центр МВД РФ, в центральный архив ФСБ РФ с просьбой предоставить нам информацию и реабилитировать Петра Григорьевича.
Все адресаты ответили нам, что нет сведений о Махно Петре Григорьевиче. И только совсем недавно пришло письмо из Военной прокуратуры ракетных войск стратегического назначения о том, что в 2003 году Махно Петр Григорьевич был реабилитирован Военной прокуратурой Северного флота. Что на его документах стоит гриф «Секретно», и для того чтобы получить хоть какую-нибудь информацию, нужно доказать свое родство и представить документы в архив ФСБ г. Махачкалы.
В настоящее время собраны и отправлены документы, подтверждающие родственную связь с Петром Махно, осталось дождаться ответа. Даст Бог — мы узнаем все подробности. И моя семья сможет с гордостью заявить: Петр Григорьевич — герой, достойный памяти!

Автор Ольга Иващук